Олег Дерипаска передаст Черногории половину своей доли в алюминиевом заводе, сохранив за собой блокирующий пакет. Взамен завод получит госгарантии для получения кредитов, льготные цены на электроэнергию и разрешение сократить персонал. Эксперты полагают, что дела Олега Дерипаски начинают поправляться.
Компания Олега Дерипаски En+ Group после долгих споров заключила соглашение с правительством Черногории о судьбе алюминиевого завода в Подгорице и бокситового рудника в Никшиче (является основным поставщиком сырья на завод). En+ Group передаст правительству половину принадлежащих ей акций обоих предприятий, сохранив преимущественное право на их обратный выкуп. Таким образом, доля «дочки» En+ Group в алюминиевом заводе уменьшится до 29,4%, столько же будет у властей Черногории, один представитель правительства войдет и в совет директоров завода.
Власти Черногории до конца года предоставят государственные гарантии по долговым обязательствам алюминиевого предприятия в размере до 135 млн евро.
Под гарантии будут привлечены средства, которые позволят заводу и руднику урегулировать задолженность перед кредиторами. Эти деньги потребуются уже сейчас — предприятию придется заплатить компенсации половине сотрудников, которые получат расчет.
В общей сложности 2300 увольняемым сотрудникам компания обещает направить более 30 млн евро.
En+ Group долгое время жаловалась на избыток персонала: в расчете на тонну производимого алюминия на заводе приходилось в 3 раза больше сотрудников, чем на российских предприятиях. Компании Дерипаски удалось добиться и другой существенной уступки: цена на электричество для завода до 2012 года будет привязана к цене на алюминий на Лондонской бирже.
В период с 2005-го по 2008 год цены на электроэнергию для завода взлетели больше чем в 2 раза. При этом тендер на приватизацию электростанции Плевля, которая обеспечивает завод электричеством, российской компании получить так и не удалось. Также российские собственники жаловались, что информация, предоставленная властями Черногории в ходе приватизации в 2005 году, была недостоверной: у завода оказалось куда больше долгов, чем озвучивалось первоначально. В иске на 330 млн евро, поданном еще в 2007 году, компания оспаривала условия приватизации комбината в плане предоставления достоверной информации о долгах продаваемого актива.
Правительство Черногории в ответ весной этого года заявило о намерении вернуть себе контроль над алюминиевым заводом — власти страны были недовольны забастовками из-за долгов по зарплате, которые составляли около 5 млн евро, и подали иск о том, что российская сторона не выполнила обещанные инвестиционные программы.
Теперь стороны отзовут поданные в международные суды иски, откажутся от других взаимных претензий и будут продолжать инвестиционную программу завода, общий объем которой в ближайшие пять лет составит 39 млн евро.
Аналитики не исключают, что в случае роста цен на алюминий En+ может даже выкупить свою долю обратно. «Сторонам пришлось пойти на это соглашение. Правительству надо было решать проблему с долгами — это важно для самой Черногории, ведь с заводом связана значительная часть экономики страны, а Олегу Дерипаске необходимо сосредоточиться на решении более важных проблем, в том числе ожидаемом первичном размещении «Русала», — говорит Николай Сосновский из «Уралсиба».
Владелец алюминиевого гиганта Олег Дерипаска как раз накануне заявил, что реструктуризация долгов его главного актива «Русала» в размере $14 млрд «почти» завершена. «Мы сейчас как раз находимся в процессе завершения банковских процедур, — сказал Дерипаска. — И несмотря на то, что мы работаем с 70 банками, мы практически завершили сделку». Это значит, что и IPO алюминиевой компании в Гонконге может быть не за горами.
Эксперты полагают, что дела Олега Дерипаски начинают постепенно налаживаться. «Это, безусловно, уже не такая патовая ситуация, которая была в начале 2009 года, ситуация значительно лучше, чем в пик кризиса», — говорит Павел Шелехов и ИФД «Капиталъ». Заводы «Русала» провели программу по снижению издержек, а цена алюминия выросла до $2030 за тонну. Однако долговое бремя магната остается весьма значительным.