Американская компания Intel обеспечила себе рыночное превосходство с помощью «незаконных угроз», считает прокуратура Нью-Йорка. При помощи «подкупа и принуждения» Intel заставлял производителей компьютеров покупать чипы Intel, а не конкурентов, передает BBC слова генерального прокурора Нью-Йорка Эндрю Куомо.
Следствие длилось почти два года. Подробности этого дела вскрылись при изучении электронной переписки, рассказал Куомо. По данным следствия,
Intel ежегодно выплачивала производителям компьютеров миллионы долларов, а «в отдельные годы — миллиарды», за то что они ставили на свои машины чипы Intel.
Позднее эти выплаты были прекращены: таким образом Intel, предположительно, наказывала тех производителей компьютеров, которые «тесно сотрудничали с конкурентами». Теперь прокуратура подает иск в суд в соответствии с федеральным законом США о конкуренции.
По американскому антимонопольному законодательству, компании могут грозить серьезные штрафы – до сотен миллионов долларов, комментирует партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Более того, официальные лица компании могут быть привлечены к уголовной ответственности, добавляет юрист «Вегас Лекс» Анна Овчарова. «Даже если Intel удастся защититься, либо достичь какого-либо соглашения по этому делу, компании придется заплатить какие-то отступные за принесенный ущерб», — резюмирует Зеленин. В любом случае судебный иск может негативно сказаться на имидже компании, котировках акций, будущих контрактах и так далее.
Руководство Intel заявило, что не считает компанию виновной.
«От решения подать иск не выиграют ни потребители, которые имели возможность покупать компьютеры по более низкой цене и пользоваться самыми последними новинками, ни правосудие», — говорится в заявлении Intel.
Это не первый антимонопольный иск против Intel. В мае компания уже была оштрафована на $1,5 млрд Еврокомиссией. Исполнительный орган ЕС пришел тогда к выводу, что компания с 2002-го по 2007 год платила компаниям — производителям компьютеров и одной торговой фирме за то, чтобы они отдавали предпочтение их микрочипам, а не продукции их главного конкурента, американской компании Advanced Micro Devices (AMD). Руководство Intel отрицает какие бы то ни было правонарушения и сейчас подает апелляцию на решение Еврокомиссии.
Надо сказать, что Intel всегда поддерживала тех, кто собирает ПК на ее процессорах. «Это вполне обычная бизнес-практика, все вендоры на всех рынках стимулируют партнеров, в том числе и дополнительными премиальными по результатам работы», — считает аналитик аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова. Однако награды за продажи – опасная практика в ситуации, когда на рынке мало сильных игроков. «Разного рода недоразумения на тему бонусных и маркетинговых программ с Intel случаются регулярно, менеджеры ее не всегда удерживаются в рамках разумного, а как результат, мы видим глобальные разбирательства, вроде вот этого», — добавляет Завьялова.
Независимо от того, какими средствами достигалось господство компании на рынке, Intel пока крупнейший производитель чипов.
Во втором квартале 2009 года доля Intel на мировом рынке микропроцессоров составляла 80,6%,
свидетельствуют данные исследования агентства iSuppli. На основного конкурента Intel — компанию AMD — пришлось 11,5% рынка, а на долю остальных производителей — суммарно 7,9% общего объема продаж. По оценке ведущего аналитика IDC Александра Загнетко, в России лидерство Intel еще более впечатляющее. «Доля данного производителя на отечественном рынке приближается к 90%», — говорит эксперт.
Объемы продаж продукции компании и занимаемая Intel доля на мировом рынке микропроцессоров — весомое доказательство высокого качества продукции компании, считают аналитики.
«Потребитель голосует кошельком, и его сложно заставить покупать некачественную продукцию»,
— отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. Кроме того, у Intel – большой запас «технологической прочности. «Микропроцессоры - очень сложное и наукоемкое производство, стратегия «лоскутных прорывов», которая свойственна, по нашему мнению, AMD, в конечном итоге себя не оправдывает»,- комментирует Завьялова. А вопрос о подкупах может решить только суд. До завершения рассмотрения всех апелляций выводы делать рано, считают аналитики.
В случае проигрыша Intel может потерять часть рынка, и произойдет перераспределение сил. Однако вероятность заметного сокращения ее доли на рынке крайне невелика, считают эксперты. «В худшем случае речь может идти о 3–5 %, при этом в условиях рецессии есть множество гораздо более существенных факторов, оказывающих влияние на расклад сил на рынке», — говорит Загнетко.
Эксперты не исключают, что эта тяжба может получить отголоски в России, как это было с Windows. Федеральная антимонопольная служба России уже объявила в октябре о намерении проверить деятельность Intel. «ФАС может использовать данное дело как свой PR и заявить, что и в России Intel навязывает свои условия и таким образом срывает конкуренцию на российском рынке», — считает Зеленин. Но пока американское правосудие не вынесет свой вердикт, реальных перспектив у российского антимонопольного ведомства нет.