Состав продукции оказывает не решающее влияние на выбор продуктов москвичами, выяснила консалтинговая компания «Амико»: важность этого фактора оценили только около 43% опрошенных ею покупателей столицы. 45% респондентов смотрят в первую очередь на цены. Происхождение продуктов питания волнует и вовсе лишь четверть потребителей на московском рынке. А больше всего внимания, как показывает исследование, москвичи уделяют упаковке товара. Почти 65% из них сознаются, что для них внешний вид её — самое важное.
Дело не в красоте: люди в первую очередь покупают частичку бренда.
За последние несколько лет россияне выстроили свое отношение к тем или иным маркам и, покупая товар, основываются исключительно на своём представлении о нём,
говорит аналитик потребительского рынка ИК «Тройка-Диалог» Виктория Соколова. Упаковка — «единственное, что отличает безликий товар, несет в себе информацию и завлекает покупателя», добавляет управляющий партнер Trout&Partners Russia Алексей Сухенко.
Что же касается страны-изготовителя, то эта информация также заключена в бренде, отмечает Соколова. «Для покупателя важно, отечественный продукт или нет, но если мы берем какое-нибудь молоко, например «Простоквашино», то все знают, что оно российского производства».
К тому же интерес к брендам находится в прямой зависимости от уровня доходов населения, говорит директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова: «В регионах люди больше ориентируются на цену продукта, не готовы переплачивать за внешний вид. В Москве же привычка смотреть на цену гораздо менее выражена». Впрочем, в Москве зачастую вообще нет возможности купить какой-либо товар «в развес», добавляет Соколова.
Если средний россиянин выкидывает в среднем 50 кг оберток, коробок и пакетов от продуктов в год, то в Москве и Санкт-Петербурге — около 80 кг,
подсчитали исследователи.
Россия наращивает темпы производства упаковки. «В последнее время объемы производства упаковочных материалов, изделий и оборудования в нашей стране растут ежегодно на 10–12%», — признают авторы отчета. В этой сфере заняты 2 тысячи малых и около 1,5 тысячи крупных и средних предприятий. Во всем же мире наблюдается обратная тенденция. «Сейчас во всем мире стали отходить от тары или переходить на экологически чистую её разновидность, способную самостоятельно разлагаться», — говорит Сухенко.
Пока мы стремимся «вырабатывать мусор», другие страны понимают, что на это тратится слишком много ресурсов, поэтому предпочитают придумывать новые технологии для уменьшения засорения окружающей среды ненужной упаковкой.