Последствия принятия закона о торговле, второе чтение которого состоится в начале ноября, обсудили в рамках семинара, организованного Академией народного хозяйства (АНХ), эксперты и чиновники. Участники дискуссии выразили опасение, что закон не только не решит поставленных целей – снижения цен для потребителей и поддержки производителей, но и добьется прямо противоположных результатов.
Закон создает барьеры и риски для входа различных компаний. Он начал ограничивать конкуренцию на рынке еще до своего принятия,
посетовал один из рецензентов законопроекта — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства (АНХ) Вадим Новиков. Как раз накануне стало известно об уходе с российского рынка крупнейшего европейского ритейлера Carrefour, уже успевшего открыть в России два магазина. Причиной опасений французов стал в том числе и пресловутый законопроект, представленный Минторгпромом и находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме. «Закон сырой, непроработанный и, главное, не выполняет поставленных целей. Последствия его будут пагубными», — разводит руками глава Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Законопроект, напомним, предполагает ограничение масштабов экспансии розничных сетей в России путем снижения порога доминирования в границах региона/муниципальной области до 25% или даже 15%, после которого ритейлеру запрещается открывать новые магазины в этом регионе. Однако в западной практике «не существует такого коэффициента, как доля одной компании на рынке». Кроме того, границы рынка «определяются на основе эконом-анализа, а не административным делением», рассуждает Новиков.
Получается, в небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 тыс. жителей ритейлеру достаточно открыть 1–2 торговых объекта, чтобы превратиться в «монополиста» и достичь доли в 25%,
— говорит руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров. Например, сеть «Магнит» открывает свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. чел., зачастую конкурируя с одним--двумя несетевыми магазинами. Депутаты, кроме того, предлагают, чтобы сеть не могла расширяться, если имеет оборот 1 млрд рублей по всей России — при том что десятка наших крупнейших ритейлеров имеет оборот около $1 млрд.
Вторая поправка, предлагаемая в правительственный вариант законопроекта депутатами — отмена бонусов, которые платятся поставщиками за выгодное место на полке. «Бонусы, которые так любят ругать, выполняют определенные функции: маркетинговые услуги, косвенная скидка с цены, передача уверенности о перспективах товара. Их отмена навредит и тем, кому платят, и тем, кто платит», — считает Новиков.
Третье ограничение, предлагаемое депутатами – это поправки, регулирующие размер торговой наценки на продукты первой необходимости. По мнению законодателей,
наценка должна составлять «не более 25% от цены реализации первому оптовому покупателю».
Правда, по словам директора Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой, такие поправки депутатов могут вызвать уход действующих игроков с розничного рынка и возвращение к рыночной торговле в ее «базарном варианте».
Регулирование торговой наценки возможно только на короткий период и в чрезвычайных обстоятельствах – например резкий скачок цен на 50% и выше,
говорит Каннуникова. На этот вариант, видимо, в итоге согласятся и депутаты. «Скорее всего, мы сделаем уступку, и регулирование будет введено только для форс-мажорных обстоятельств», — сказал «Газете.Ru» соавтор поправок депутат Виктор Семенов. Это очень грубый регулятор, который приведет к вымыванию отдельных товаров с прилавков и закрытию оставшихся малых форм торговли в малых городах, признает депутат. Поэтому вводить госрегулирование можно будет на срок до 90 дней.
В обратном случае пострадать от закона могут не только сети, но и потребители.
«Разработчики закона забывают о потребителе.
Главная опасность закона, что он повлияет не на абстрактную конкуренцию, а на цены»,
– подчеркивает директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития Александр Пироженко. «Для потребителя любая поправка, любое чрезмерное регулирование отрасли в итоге выльется ростом цен, снижением ассортимента и ухудшением качества», соглашается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.