Россия лидирует по количеству «пиратского» программного обеспечения.
Доля пиратских программ в нашей стране — 68%.
Такие неутешительные данные приводит Ассоциация производителей коммерческого программного обеспечения Business Software Alliance – BSA в своём ежегодном отчете «Компьютерное пиратство в интернете». На втором месте среди «пиратских» стран – Турция. Тут примерно 62% нелицензионных программ. Далее в рейтинге идут Мексика и Бразилия. Почти 58% программного обеспечения в этих странах используется без лицензии. Всего, согласно данным отчета, 41% всех программ в мире являются пиратскими.
Данные социологов подтверждают исследование ассоциации. В ходе опроса, проведённого в конце сентября исследовательским центром портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru) выяснилось, что лишь 9% наших сограждан считают скачивание программ, фильмов, музыки и прочего контента в сети преступлением. При этом пользуются подобными бесплатными онлайн-ресурсами 69% респондентов.
В BSA бьют тревогу:
«Ежегодные убытки мировой софтверной индустрии от пиратства достигают $53 млрд»,
— утверждается в отчете. На каждый доллар, заработанный компанией-производителем ПО, по мнению аналитиков BSA, приходится 3–4 доллара недополученной из-за нелицензированного копирования программ прибыли.
Авторы отчета отмечают тенденцию: продавцы нелегальных программ во всем мире постепенно отказываются от их продаж через «оффлайновые», то есть реальные, магазины или ларьки. И покупатели всё меньше ищут диски с нелегальным ПО на рынках и лотках. Продажи переходят в онлайн-пространство, утверждается в отчете BSA. Причем не только на специализированные сайты. Наиболее активно для такой торговли используются сайты интернет-аукционов. Аналитики BSA говорят о миллионах людей, покупающих программы на eBay, UBid, Mercadolibre, Taobao и прочее.
Только за первые шесть месяцев 2009 года по требованию BSA были закрыты около 19 000 незаконных аукционов, предлагавших суммарно около 128 000 нелицензионных программ на сумму около $55 млн.
Традиционно огромное количество нелегального обеспечения распространяется через P2P сети по протоколам BitTorrent, eDonkey, Gnutella и eMule. Очень активно подобными трекерами пользуются и в России. Согласно данным Superjob, не используют их только 31% опрошенных, да и то потому, что «либо не умеют этого делать, либо не находят времени для поиска нужных ресурсов». «Причем если в отношении сайтов, предлагающих скачать софт за деньги, какая-то практика у нас все же сложилась, то в отношении тех же торрентов со свободной раздачей не было еще ни одного случая, чтобы кого-то привлекли, так как нет мотива совершения преступления: софт раздается «просто так», --объясняет юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк.
Совершенствование интернета ведет к совершенствованию продаж пиратских копий программ. Так в последнее время участилась торговля нелицензионным ПО через социальные сети. Аналитики приводят пример схемы таких продаж: продавцы размещают рекламные объявления в сети, после чего доставляют необходимый софт с помощью электронной почты.
Аналитики BSA обращают внимание ещё на одну проблему нелегального программного обеспечения. Пиратство провоцирует рост уровня проникновения вредоносных программ: троянов, вирусов, сетевых червей, шпионских программ и других компьютерных инфекций. «Помимо того что пиратское ПО зачастую работает некорректно, оно еще и может стать причиной появления вирусов в компьютере пользователя, которые приводят к техническим неполадкам в ПК», — утверждает президент BSA Роберт Холейман. Согласно приведенным в отчете данным, во всех регионах, где широко используется пиратский софт, наблюдается высокий процент заражения компьютеров пользователей.
«Примерно 25% веб-сайтов, предлагающих нелицензионный софт, распространяют среди своих пользователей вредоносные или нежелательные программы»,
— отмечается в отчете. Причем 17% сайтов постоянно их распространяет, а ещё на 8% сайтов вредоносные программы содержатся в части пиратского софта.
Борьба с пиратским ПО – это сложное и долгое дело, утверждают в BSA. Наши чиновники признают это. «В интернете, где информация появляется мгновенно, отследить сразу, добросовестно ли она взята или пиратским образом, очень сложно», – сетует замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров. По мнению юристов, надо менять систему в целом. «Основная беда российских борцов с пиратством – это слабая подготовка. Фактически могут предъявить претензии, лишь поймав за руку того, кто продал нелицензионный диск и получил деньги. А такими вещами, как файлообменные сети, торренты и даже более серьезные сетевые преступления (например распространение порнографии), практически не занимаются, потому что это весьма длительный и сложный процесс, предполагающий в частности длительное сотрудничество с провайдером, и гораздо проще работать с конкретным продавцом контрафакта», — утверждает Лесняк.
Впрочем, и сами производители легального софта бороться с пиратской продукцией не торопятся.
Зачастую создается ощущение, что крупные мировые компании (в первую очередь Microsoft) закрывают глаза на доступность скачивания своего программного обеспечения. Это делается для того, чтобы приучить российских потребителей к своим продуктам, поясняет Лесняк. «Россия никогда не являлась целевым рынком даже для российских программных продуктов», — утверждает он, и в первую очередь это связано с российской ментальностью. Разработчики и не рассчитывают, что пользователь будет приобретать лицензионный продукт сейчас, однако в будущем ситуация может измениться.
«Сейчас эти компании фактически не контролируют незаконное распространение своих программ, однако в любой момент они могут резко ужесточить свой подход. В этом случае потребителю не останется выбора, кроме как пользоваться лицензионными версиями продуктов, к которым он привык»,
— резюмирует Лесняк.«Мы работаем, и вполне успешно, как показывает динамика снижения пиратства в России, не только над ограничением каналов распространения пиратского ПО, включая Интернет, но и над снижением спроса на него со стороны пользователей», утверждает руководитель отдела по продвижению лицензионного программного обеспечения Microsoft Денис Гуз.C 2005 по 2008 процент пиратской продукции в России снизился с 87% до 67% Растут абсолютные денежные потери от пиратства, но далеко не так быстро, как растет рынок легального ПО, считает он.