Объем производства промышленной продукции в России за девять месяцев текущего года снизился на 16,5% к аналогичному периоду прошлого года, а за сентябрь вырос примерно на 1% к предыдущему месяцу, заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко. По его словам, годовое падение промпроизводства составит 11, 4%.
Хуже всего дела обстоят в обрабатывающей промышленности: она упадет на 15,5%. «Самое глубокое падение в обрабатывающем секторе, в основном, за счет металлургии и машиностроения, прежде всего за счет автомобильной промышленности», — говорит главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Спад в металлургии, по прогнозам Минпромторга, составит 15–17%.
А автомобилестроение рухнуло сразу на 60%. Падение рынка легких коммерческих автомобилей, по его прогнозу, составит 70%.
Министр назвал автопром «наиболее пострадавшей отраслью промышленности». Впрочем, от этой отрасли в следующем году власти ждут значительного роста. Со второй половины следующего года начнется фаза активного восстановления рынка, надеется Христенко. При этом на госзакупки автотранспорта, по его словам, будет выделено в 2010 году 20 млрд руб., а программа льготного кредитования уже начала действовать.«У нас похожие прогнозы по восстановлению – вторая половина 2010 года, — соглашается аналитик Ernst & Young Иван Бончев. – Понятно, что в целом российский автомобильный рынок недонасыщен. И есть очень хороший среднесрочный и долгосрочный потенциал». Старые запасы неликвидных автомобилей, например с чересчур дорогой комплектацией, наконец-то распроданы. Производители скорректировали свои планы с учетом востребованных на рынке автомобилей. «Плюс постепенно восстанавливается доверие людей. Которые из-за кризиса откладывали покупку машин до лучших времен», — говорит Бончев.
Средним, на уровне 9–10% (в зависимости от месяца), было падение по производству электроэнергии и тепла: отчасти это было связано со снижением активности в экономике, а отчасти – с достаточно теплой весной. Самое незначительное падение – в горнодобывающем секторе. Это разработка природных ископаемых. Главное, производство нефти в начале года снижалось незначительными темпами и в годовом выражении показывает положительную динамику, добавляет Тихомиров.
Неожиданно оптимистичные результаты показало и судостроение: Христенко прогнозирует в этом году рост отрасли, вопреки кризису, на 11% по сравнению с прошлым годом.
По его словам, предприятиям отрасли оказывается достаточно существенная господдержка в виде взносов в уставный капитал: «Севмаш» например получил 4 млрд рублей, Амурский судостроительный завод — около 2 млрд рублей. Кроме того, приняты решения о выделении госгарантий под кредиты на 2,5 млрд рублей, в виде различных субсидий выделено еще 3,5 млрд рублей. Однако эксперты настроены не столь оптимистично. «Судостроение во всем мире в хорошем минусе, — возражает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Даже у лидеров производства, Кореи и Китая, спад. Повсеместные отказы заказчиков».
А наша доля в мировом судостроении и вовсе «исчезающе мала».
«Что касается торгового флота, то ежегодно в мире на судостроительных заводах строится флот общим дедвейтом (грузоподъемностью — «Газета.Ru») 120 млн тонн. Из них 40 млн тонн приходится на китайцев, еще 40 млн тонн — на корейцев, 25 млн тонн дедвейта дают верфи Японии, российские же выпускают кораблей дедвейтом 800 тыс.». По мнению экспертов, если кого и можно выделить из судостроителей, так это компании, которые строят речной флот.
Рассчитывают власти поднять и отечественную фармакологию: пока спад в отрасли по итогам года ожидается в районе 5–6%.
«Мы, — подчеркнул Христенко, — ставим очень амбициозные цели: к 2015 году завоевать более половины отечественного рынка лекарств общего пользования и инновационных препаратов, а также увеличить в 8 раз объемы экспорта российской фармпродукции и лекарственных средств.
Отечественные производители не смогут заполнить российский рынок даже наполовину – ни у кого нет такого количество препаратов», — сомневается гендиректор DSM Group Александр Кузин. Увеличить в 8 раз объемы экспорта, по его словам, также трудновыполнимая задача. Сложно вывести препараты, пройти процедуру регистрации. Не так много российских компаний работает где-то, кроме стран бывшего СССР: основную часть препаратов мы экспортируем в страны СНГ, отмечает эксперт.