Первый день конференции был освящен теме устойчивости финансовой и банковской систем стран СНГ. Насколько она пострадала от глобального экономического кризиса, участникам конференции рассказал заместитель председателя правления ВТБ Геннадий Солдатенков. По его оценке, кредитная база банков сократилась за время кризиса на 10–15%. Объем «плохих кредитов» в некоторых странах достигает 30%, проблемные кредиты продолжают расти, и сейчас это едва ли не главная угроза, способная спровоцировать вторую волну кризиса.
На пополнение ликвидности финансовые власти некоторых стран были вынуждены выделить банкам объемы средств, достигающие 10% ВВП. Но зато благодаря господдержке, считает Солдатенков, удалось справиться с дефицитом ликвидности, восстановить доверие клиентов, и теперь даже наблюдается увеличение числа депозитов. После выступления Солдатенкова участники конференции пришли к единодушному мнению, что до окончания кризиса еще далеко. При этом
очередной кризис, учитывая цикличность развития экономики, произойдет в 2014 году,
уточнил председатель правления Государственного сберегательного банка Украины Анатолий Гулей. Он же озвучил первое предложение по повышению устойчивости банковских систем: поскорее создать новую резервную валюту, пусть не столь глобальную, как доллар, но способную защитить банки от нового глобального кризиса. Правда, Гулей не уверен, что финансовые власти заинтересуются его предложением. «С такими банковскими нормативами, с таким регулятором сложно выходить из кризиса», — заявил Гулей.
Впрочем, пессимизм не был отличительной чертой конференции. Выступающие всеми силами пытались найти крупицы «положительного опыта», который помог бы остальным членам СНГ. И находили. Даже в самых неожиданных местах. Например, по мнению директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития Сергея Чернышева, странам Содружества помогает единый язык — русский. А если еще создать единый расчетно-платежный центр СНГ и увеличить товарооборот наших стран, то внешние катаклизмы и вовсе не будут страшны. Также, по мнению Чернышева, банковское сообщество может рассчитывать на помощь созданного в прошлом году фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в него помимо Казахстана входят Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Размер фонда --$10 млрд.
Самый большой вклад сделала Россия — $7,5 млрд. $1 млрд поступил от Казахстана, $10 млн внесла Белоруссия, а взносы Армении, Киргизии и Таджикистана составили по $1 млн.
В октябре будет завершена ратификация всех необходимых документов, и фонд начнет свою работу. Управлять фондом будет Совет министров финансов стран — участниц СНГ под председательством министра финансов Алексея Кудрина. Заявки на средства Антикризисного фонда будут приниматься советом Антикризисного фонда, когда будет завершена ратификация всех документов.
Первостепенная цель фонда — обеспечение помощи государствам-участникам, страдающим от негативных последствий экономического кризиса. Условиями являются платность и возвратность займов. Но, кроме того, «Фонд должен не просто раздавать деньги, а выставлять гарантии для последующего привлечения кредитных банковских ресурсов под небольшие проценты для финансирования инвестиционных проектов», — пояснил в кулуарах конференции один из ее организаторов, гендиректор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов. По его словам, в будущем, возможно, именно такой фонд может стать основой для постепенного перевода расчетов между странами ЕврАзЭС в рубли в качестве единой региональной валюты.
Другой участник конференции, исполнительный директор Центрального банка Азербайджана Хагани Абдуллаев рассказал «Газете.Ru»:
чтобы банки активнее кредитовали реальный сектор экономики, ЦБ за 2008 год 6 раз снижал ставку рефинансирования с 15% до 2%.
Нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12% до 0,5%, а по внешним источникам вообще отмены. В итоге кредитование экономики республики в 2009 году составило $2 млрд. «Нас устраивают действия регулятора, вот разве что можно было бы ужесточить требования к ипотечным заемщикам», — поддержала Абдуллаева зампред азербайджанского Заминбанкa Нигяр Наджиева.
А устойчивой работы банков не добиться без системной программы управления просроченной задолженностью, считает член РСПП, председатель Международного банковского совета Александр Мурычев. «Кроме того, мы внесли в правительство предложение о том, чтобы оно разработало для компаний механизм госгарантий по евробондам», — сообщил он. А по мнению генерального секретаря Ассоциации банков Центральной и Восточной Европы Иштвана Лендьела, банки не выйдут из кризиса, если не решить проблему регулирования кредитных деривативов (СDS). До кризиса их объем в мире превысил объем банковских кредитов в 5 раз. «Без урегулирования рынка СDS нас ожидают неприятные сюрпризы, ведь держатель этих бумаг фактически является кредитором, но не рискует и в случае дефолта заемщика получает 100% от суммы кредита», — пояснил Лендьел. Он считает,
что СDS могут разрушить переговоры о реструктуризации кредитов в интересах заемщика.
Снизить риски поможет и «возрождение культуры сбережений», полагает Лендьел. «Необходимо воздержаться от агрессивного наращивания кредитования населения», — считает он. И наиглавнейшая задача — защитить банки от некорректной конкуренции со стороны небанковских соперников, чья деятельность почти никак не регулируется, в таких сферах, как платежи. «Кроме того, к ошибкам властей можно отнести отсутствие долгосрочных финансовых ресурсов в банковской системе, а также недостаточное внимание к проводимой банками политике внешних заимствований», — соглашается глава Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова. Она полагает, что России для нормального функционирования банковской системы необходимо обеспечить доступ отечественных банков к долгосрочным ресурсам, при этом необходимо на законодательном уровне ввести механизм, например, безотзывных вкладов. Кроме того, необходимо стимулировать наращивание банковского капитала не только во время кризиса, но и во время стабильности.
Стабилизации банковской системы СНГ способствовало бы привлечение средств пенсионных фондов в долгосрочные инвестиционные проекты, выпуск инфраструктурных облигаций, добавляет Евгений Винокуров, начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития.