«Возобновление поставок стало результатом переговоров, которые провели президенты России и Туркмении в сентябре в ходе визита главы российского государства в Туркмению», — передает РИА «Новости» слова пресс-секретаря президента Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой. Еще в сентябре президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявлял, что все технические вопросы, возникшие в связи с прекращением поставок туркменского газа в Россию, урегулированы. Сейчас же, как сообщается, «Газпром», как основной партнер, оформляет это политическое решение. Закупки должны возобновиться к 1 ноября.
Главным итогом достигнутых договоренностей стало то, что Россия наладила отношения с Туркменией. «До возобновления поставок отношения находились в непростом состоянии, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Татьяна Становая. — Свою роль сыграл именно визит Медведева. Можно сказать, что переговоры велись очень сложные, и, скорее всего, проблемы не сняты до конца».
Поставки туркменского газа в Россию прекратились после взрыва на газопроводе Средняя Азия — Центр-4 в ночь с 8 на 9 апреля. «Газпром», по мнению туркменской стороны, без предупреждения резко сократил объемы поставок туркменского газа, что и спровоцировало взрыв.
«Однако
до сих пор поставки не возобновлялись отнюдь не из-за неисправности газопровода, а потому, что «Газпром» решил изменить условия закупок туркменского газа,
— говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Лютягин. — С началом кризиса потребление российского газа за рубежом и в России сильно сократилось. В этих условиях «Газпром» ожидал, что среднеазиатские коллеги скорректируют свои объемы поставок в сторону снижения».
Именно этот вопрос и вызывал наибольшие затруднения, однако теперь он, очевидно, решен. Подробности договоренностей не сообщаются. По мнению аналитиков, объемы закупок будут снижаться. «Скорее всего, реальный объем составит около 14–16 млрд кубометров, это стандартный объем импортного газа, который Россия транспортирует в Европу», — считает аналитик нефтегазового сектора ИК «Окрытие» Наталья Мильчакова. «Если говорить о том, сколько купит Россия газа в текущем году, то полагаю, что в диапазоне 20–25 млрд куб. м», — говорит Лютягин.
Кроме того, Россия хочет пересмотреть цены. До взрыва трубы контрактная цена на туркменский газ составляла $375 за 1 тыс. кубов. В то же время «Газпром» в 2009 году, по словам Натальи Мильчаковой, продает сырье в Европу всего лишь по $270–280 за тысячу кубометров. «Не исключаем, что Туркмения будет продавать газ «Газпрому» ниже этой цены, — говорит аналитик. — Вероятно, по $250 за тысячу кубометров».
При этом доход России от перепродажи Туркменского газа в Европу будет минимальным.
«Главное в этой ситуации — обеспечить контрактные обязательства, чтобы держать долю рынка Европы,
— объясняет Лютягин. — А спрос на европейском рынке в любом случае восстановится».
В условиях жесткой экономии на инвестпроектах закупать туркменское сырье выходит дешевле, чем вкладываться в добычу, добавляет Дмитрий Александров.
Россия была готова платить и большую цену — лишь бы не допустить, чтобы туркменский газ ушел к конкурентам нашего «Южного потока», в частности в трубу Nabucco, полагают эксперты. «Мы сами подняли закупочную цену, и по итогам I квартала Россия потеряла $250 млн», — говорит Александров.
Впрочем, по оценкам аналитиков, Туркмения с его 3–4% мировых запасов газа все равно сможет поставлять газ по Nabucco, не прекращая при этом продавать его в Россию. «Но только если этот проект докажет свою жизнеспособность и цена, по которой Европа будет готова покупать туркменский газ, устроит продавца, — уточняет Мильчакова. — Главный камень преткновения Nabucco — даже не отсутствие ресурсов, а то, что потенциальные поставщики не готовы продавать газ дешевле, чем это делает Россия. И в этом смысле Россия выигрывает».