Глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент нидерландской Gasunie Марсел Крамер на Международном газовом конгрессе в Буэнос-Айресе выразили озабоченность, что реализация проекта «Северный поток» может задержаться. Проблему создали недавно вступившие в силу новые немецкие правила регулирования газовой инфраструктуры.
Согласно этим нормам «доходность капитала, вложенного в создание новых газопроводов, после уплаты налогов в реальности достигает всего лишь 5% (в округленном выражении)», сообщил глава немецкой Wintershall Райнир Свитсерлоот. С учетом объема инвестиций в «Северный поток», а также того факта, что эти вложения долгосрочны и сопряжены с риском, такой уровень доходности, по словам Свитсерлоота, является неподобающим.
5% дохода — это действительно мало, соглашается аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. «Для сравнения,
у российских нефтегазовых компаний даже сейчас, в период кризиса, доходность по инвестициям, требуемая в проектах, составляет 15–20%»,
— поясняет эксперт.
Властям Германии низкая доходность «Северного потока» нужна для облегчения положения конечных потребителей газа. «В цену для конечного потребителя закладывается стоимость транзита, и, законодательно ограничивая доходность газопровода, Германия устанавливает определенный предел, выше которого акционеры трубы не смогут поднимать транзитный тариф, — объясняет аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — То есть в будущем газ для конечного потребителя станет дешевле, хотя сейчас пока невозможно сказать насколько».
Акционеры «Северного потока» надеются надавить на германские власти и пролоббировать какие-то преференции для проекта — например, налоговые льготы, объясняет Еремин заявление Миллера и Крамера. И для России, и для Германии (в меньшей степени для Нидерландов) газопровод «Северный поток» является стратегическим проектом, который позволит снизить зависимость от стран-транзитеров (в частности от Украины). В связи с этим, по прогнозам Еремина, правительство Германии вполне может пойти на уступки. Но, с другой стороны, и
для «Газпрома» проект чрезвычайно важен, так что и он может согласиться пожертвовать частью доходности.
Буньков также полагает, что акционеры будут вести переговоры с властями Германии относительно льгот, однако, по его мнению, компании-операторы, а особенно «Газпром», в этой ситуации вполне могут уступить. «Строить надо именно сейчас, так как потом стоимость работ и стройматериалов будет только расти, — указывает эксперт. — Во-вторых,
Германия — один из крупнейших потребителей российского газа, и в условиях постепенно растущих цен на энергоносители «Газпром» вполне может себе позволить согласиться на условия германских заокнодателей».
Низкая доходность может заставить отказаться от проекта только третьего акционера — голландскую Gasunie, владеющую девятипроцентной долей, говорят эксперты. Это означает дополнительную нагрузку для остальных акционеров по финансированию проекта. Впрочем, на эту долю может найтись покупатель. Французская Gaz de France в августе заявляла, что хочет стать акционером «Северного потока», причем претендовали французы именно на 9%. Очевидно, все будет зависеть от цены, которую готова заплатить GDF.