Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пиво смешивают с водкой

Депутат «Справедливой России» Антон Беляков предложил приравнять пиво к водке и запретить пивную рекламу на ТВ

Пиво необходимо внести в перечень алкогольной продукции наравне с водкой и запретить пивную рекламу на радио и ТВ. Такой законопроект внес в Госдуму депутат-«эсер» Антон Беляков. Единороссы поддерживают эту инициативу и готовы еще до Нового года с подачи президента ужесточить регулирование рынка алкоголя.

«Неалкогольный» статус пива — ошибка коллег-депутатов в далеких 90-х», — заявил во вторник автор законопроекта Антон Беляков. По его словам, в 1995 году пивоваренные компании довольно агрессивно вошли на российский рынок и сумели добиться исключения пива из алкогольных напитков в принятом тогда законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». «Хотя по всем признакам пиво полностью попадает под определение алкогольной продукции», — объяснил депутат свою позицию «Интерфаксу».

Беляков считает, что эти поблажки позволили пивоварам освободить продукцию от ограничений, накладываемых законом об обороте этилового спирта. «В результате потребление пива в России сейчас составляет 80 литров в год по сравнению с 15 литрами в 1995 году, а средний возраст начала его употребления составляет 10–12 лет», — подсчитал парламентарий.

Он напоминает, что производство и продажа пива до сих пор не лицензируется, на него не распространяются запреты на рекламу на телевидении и радио, а акцизы на крепкое пиво (более 9%) в 20 раз меньше акцизов на другой алкоголь соответствующей крепости, к тому же оно может продаваться не только в магазинах, но и в ларьках и палатках.

Основная опасность пива в том, что его потребители — несовершеннолетние люди, молодежь в возрасте до 30 лет, для которых пиво превратилось в ежедневно употребляемый напиток.

Раз уж пиво такое зло, то необходимо, по мнению Белякова, признать утратившим силу закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», более известный как закон «О пиве».

Но главное требование депутата состоит в том, чтобы пиво было внесено в перечень алкогольной продукции, попадающей под действие закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В случае принятия этого законопроекта пиво будет поставлено в равные экономические условия с другими алкогольными напитками со всеми вытекающими для производителей пива последствиями, считает депутат. В частности, производство и продажа пива подвергнутся обязательному лицензированию, на телевидении и радио будет запрещена его реклама, пиво не будет продаваться в ларьках, а за право торговли пенным напитком крепостью более 9% придется покупать у государства акцизные марки.

С депутатом-«эсером», как ни странно, солидарны и единороссы. В сентябре думцы Виктор Звагельский, Ирина Яровая и Роберт Шлегель предложили запретить продажу не только пива, но и других слабоалкогольных напитков во время общественных мероприятий, таких как, например, праздник города или концерт рок-звезд. По их мнению, принятые Госдумой 9 февраля 2005 года поправки в закон о пиве, запрещающие продажу и распитие пива в общественных местах, в том числе в детских, образовательных и медицинских организациях, на общественном транспорте, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, оказались неработающими. На эти ограничения давно никто не обращает внимание.

«Я разделяю предложение приравнять пиво к водке и хотел бы добавить от себя, что необходимо ввести уголовную ответственность за неоднократную продажу пива или спиртного несовершеннолетним», — заявил Роберт Шлегель «Газете.Ru».

Депутат полагает, что не произойдет ничего страшного, если в результате ужесточения правил продажи спиртосодержащей продукции некоторые производители пива разорятся. «Если на одной чаще весов положить интересы пивного бизнеса, а на другой вред, который наносится обществу неумеренным потреблением алкоголя, то вторая чаша явно перевесит», — говорит депутат. Он считает, что в так называемых цивилизованных странах купить пиво или вообще алкоголь, а также сигареты не так-то просто, у нас же эта отрава продается на каждом углу. «Я раньше курил, и, помню, в Брюсселе нужно было обегать полгорода, чтобы найти автомат, продающий сигареты», — поделился личным опытом Шлегель.

Депутат убежден, что без политической воли проблему алкоголизации населения не решить.

«Думаю, что эту тему затронет в своем послании Федеральному собранию президент, возможно, уже в ноябре он внесет соответствующие поправки в Госдуму, и мы оперативно, сразу в трех чтениях, примем их еще до Нового года, и это будет правильно»,

— заявил Шлегель.

Станут ли антиалкогольные поправки одной из тем президентского послания — неизвестно, но очередную антиалкогольную кампанию в России действительно начал Дмитрий Медведев. В июле на встрече с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой он заявил, что необходимо принять программу по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. «Мы сейчас пьем больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные времена», – объяснил свою инициативу президент.

Тогда он дал поручение правительству до 15 декабря этого года разработать концепцию госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.

Во вторник предположение Шлегеля о грядущей инициативе Кремля получило косвенное подтверждение. Во время встречи с председателем Счетной палаты Сергеем Степашиным президент подтвердил, что алкогольный рынок нуждается в регулировании. Дело в том, что Степашин предложил рассмотреть возможность введения государственной монополии на спирт. По его данным, сегодня бюджет получает от легальной продажи алкоголя всего 0,5% всех доходов. «При советской власти это было 20%, поэтому мы сегодня предлагаем еще раз вернуться к теме либо совершенствования ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы), либо поставить вопрос о введении монополии на спирт», – сказал Степашин.

«Здесь ни одно предложение не следует сбрасывать со счетов. Надо их все самым внимательным образом проанализировать и в спокойном режиме выйти на современные правила регулирования алкогольного рынка в нашей стране»,

– согласился Медведев.

В Союзе российских пивоваров инициативу Белякова комментировать отказались. «По нашей информации, закон еще не зарегистрирован в Госдуме», — сказал пресс-секретарь союза Владимир Кузнецов. Но во вторник вечером председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов оценил в целом законодательные инициативы, внесенные в Госдуму в начале ее осенней сессии и затрагивающие пивоваренную отрасль. Он считает, что эти инициативы негативно отразятся на работе сельского хозяйства и производителей пива. «Несмотря на то что пьянство в нашей стране, увы, имеет вековые корни, никому не приходило в голову начинать борьбу с ним с пива, потому что алкоголизм в России — это следствие, прежде всего, бедности и потребления дешевого суррогатного алкоголя, — заявил он. — В сельской местности, а именно здесь проблема пьянства стоит наиболее остро, пиво не пьют просто потому, что можно купить бутылку самогона за 20–30 рублей, в городе — за 30–40 рублей».

Как считает Мамонтов, пиво «попало под раздачу», потому что для кого-то это «наиболее легкий и безопасный способ набрать политические очки, попасть на экраны телевизоров и страницы газет».

В пивоваренной компании «Балтика» также отказались комментировать инициативу Белякова, а директор по корпоративным отношениям компании «Сан Инбев» (товарные марки «Стелла Артуа», «Старопрамен», «Клинское» и другие) Ирина Архипова посоветовала внимательнее прочитать официальный пресс-релиз компании от 30 сентября. В нем говорится, что необходимо принять меры для усиления ответственности для физических и юридических лиц за продажу пива несовершеннолетним, а не ужесточать правила мелкорозничной торговли. Похоже, участники рынка догадываются, что на этот раз власти решили не либеральничать, и поэтому активно защищать свою позицию смысла не имеет, по крайней мере в публичном пространстве.

Эксперты, впрочем, не уверены, что власти пойдут на кардинальные изменения рынка алкоголя. Пиво в России производят крупнейшие западные компании, и вряд ли государство захочет испортить с ними отношения, полагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Новости и материалы
Сенатор предложил защитить бизнес от военных угроз в новых регионах России
Байден возмутился решением МУС арестовать Нетаньяху и Галанта
В офисе премьера Британии пообещали исполнить решение МУС по Израилю
Депутат предложил перекрасить Пентагон в «цвет дурдома»
Психолог объяснил, как доработать год, если настроение уже новогоднее
Арестовано имущество экс-замглавы Петербурга Лавленцева
Трамп предложил экс-прокурора Флориды на пост министра юстиции
Токаев призвал усилить безопасность страны
Россияне назвали самые эффективные методы борьбы с осенней хандрой
Иракские группировки совершили новую атаку на Израиль
На Западе объяснили решение Байдена разрешить Украине удары вглубь России
В США рассказали, как пуск «Орешника» повлияет на их политику в отношении Украины
Овечкин сломал ногу
Белый дом отвергает обвинения в том, что Байден скрывался от журналистов на G20
Депутаты Рады сообщили об отмене заседания из-за угрозы удара по зданию парламента
В МАГАТЭ приняли решение по резолюции с критикой Ирана
Главы регионов Донбасса и Новороссии отреагировали на применение РФ «Орешника»
В «Википедии» появились статьи о российской гиперзвуковой ракете «Орешник»
Все новости