Спустя полтора месяца после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии, унесшей жизни 75 человек, Ростехнадзор наконец опубликовал в субботу давно обещанные результаты расследования.
Как оказалось, непосредственной предпосылкой аварии был пожар на линии связи другой крупнейшей станции Сибири — Братской ГЭС, случившийся накануне. В результате возгорания эта станция выпала из регулирования диспетчеров «Системного оператора». Диспетчер принял решение перенести все 100% нагрузки по регулированию энергосистемы на Саяно-Шушенскую ГЭС, тогда как ранее эта станция обеспечивала только 20% (Братская — оставшиеся 80% регулирования). Персонал СШ ГЭС, в свою очередь, решил запустить находившийся в резерве второй агрегат и сделать его «приоритетным» для изменения нагрузки: до момента аварии его нагрузка колебалась от 50 до 610 МВт.
Второй гидроагрегат с этого момента до аварии 6 раз проходил опасную зону работы, вибрация за это время выросла в 4 раза, рассказал в субботу глава Ростехнадзора Николай Кутьин. Контрольные датчики, которые показывают уровень вибрации, на втором агрегате были, но их показания «не учитывались при принятии решений».
Между тем турбинам гидроагрегатов, работавшим на СШ ГЭС, в момент аварии оставалось всего два месяца до истечения срока службы.
В результате роковым утром 17 августа вследствие срыва крышки турбины из-за излома шпилек крепления произошло разрушение второго гидроагрегата, которое стало основным «спусковым крючком» аварии. Ко всему прочему, в тот момент «на некоторых шпильках не было гаек», говорится в акте технического расследования причин аварии. В результате гидроагрегат вылетел из бетонного основания, а вода полностью затопила машинный зал.
Однако «авария развивалась не 17 числа, все это началось значительно раньше», поведал Кутьин. По его мнению, катастрофу спровоцировал «набор причин, которые уходят своими корнями еще в 80-е годы».
Кстати, именно в 1983 году была похожая авария на Нурекской ГЭС, однако материалы по ней министерство энергетики СССР засекретило.
Тем не менее в списке причастных к аварии на СШ ГЭС Ростехнадзора фигурируют совсем не деятели советской эпохи, а руководители отрасли конца 90-х – начала 2000-х. В первых строках списка значится экс-глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, который подписал в 2000 году акт приемки в эксплуатацию СШ ГЭС. Нынешний глава «Роснано», кстати, поторопился признать свою вину.
«Что касается моей ответственности, я вообще отвечаю за все, что происходило при мне в отрасли»,— говорится в заявлении Чубайса, распространенном в субботу.
Впрочем, глава «Роснано» также поясняет, что был обязан подписать в 2000 году акт приемки в эксплуатацию. «Станция к тому моменту уже отработала более 20 лет. А работающая станция, не введенная в эксплуатацию, — это худший из вариантов, какой может быть», — заявил Чубайс.
В списке причастных кроме бывшего главного энергетика России значится также член-корреспондент РАН Анатолий Дьяков (в 2000 году возглавлял центральную комиссию по приемке в эксплуатацию СШ ГЭС) и посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Юсуфов, руководивший министерством энергетики в 2001–2004 годах. Из оставшихся на данный момент работать в отрасли энергетиков в списке фигурируют только замглавы Минэнерго Вячеслав Синюгин (в прошлом — председатель правления управляющей СШ ГЭС «Русгидро»), гендиректор ТГК-1 Борис Вайнзихер (в прошлом технический директор РАО «ЕЭС России») и руководитель дивизиона «Юг» «Русгидро» Валентин Стафиевский.
Истоки аварии, действительно, можно найти в прошлом. «Диагностика и техническое обслуживание должны занимать первое место с точки зрения надежности. Как раз последние 10 лет этого и не было – главным стало получение прибыли», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» руководитель центра «Оптимизация управления в электроэнергетике», экс-замглавы Минэнерго Виктор Кудрявый. Однако то, что авария случилась на СШ ГЭС, — «сюрприз», признается Кудрявый: гидрогенерация традиционно считалась одной из самых надежных отраслей энергетического хозяйства.
Впрочем, обвинять только предшествующее руководство отрасли также неверно, полагают эксперты.
«Факторов много, нельзя снимать вину и с нынешнего руководства энергетической отраслью, которое, получив хозяйство в свои руки, фактически закрыло глаза на состояние станций»,
— считает Екатерина Трипотень из «Совлинка».
Во втором списке Ростехнадзора — «несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий на СШГЭС» — значатся еще 19 человек. Среди них, в частности, семь топ-менеджеров «Русгидро», включая и.о. председателя правления Василия Зубакина. Министр энергетики Сергей Шматко, впрочем, поспешил заявить, что Зубакин не был непосредственным виновником аварии на СШ ГЭС. «Вопрос в том, как работала система», — отметил он. Кроме того, в списке бывший директор СШ ГЭС Николай Неволько, ряд его заместителей и руководителей отдельных подразделений станции, а также заместитель руководителя межтерриториального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу Анатолий Коновалов.
Судебное преследование кому-либо из фигурантов списка вряд ли грозит, полагают эксперты.
Выводы комиссии Ростехнадзора о причинах и виновниках аварии на СШ ГЭС не могут иметь ключевого значения для следствия и могут быть приняты следствием только к сведению. «Для следователей решающее значение имеют только результаты официальных судебно-технических и иных экспертиз, назначенных в рамках расследования уголовного дела», — подчеркнул источник в российских следственных органах.
В субботу акт Ростехнадзора и план восстановления ГЭС рассматривала комиссия во главе с вице-премьером Игорем Сечиным. План восстановления ГЭС комиссия утвердила: до декабря 2010 года планируется починить и запустить во временную эксплуатацию четыре агрегата, а к 2014 году будут заменены все 10 агрегатов.