Нефтяные компании постепенно начинают воспринимать Федеральную антимонопольную службу всерьез. Как заявил во вторник замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, рабочая группа при службе, в которую входят и представители вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), рассчитывает в течение осени разработать четкие механизмы установления цен на нефтепродукты. Причем, по словам чиновника, нефтяники сами проявляют инициативу. «Сейчас нефтяные компании предлагают нам меры, которые ранее ФАС выставляла им в рамках своих предписаний», — отметил Голомолзин. Стимулом для этого, по мнению замглавы ФАС, стало вступление в силу второго пакета антимонопольных законов, который позволил ФАС действовать более оперативно и эффективно: например, теперь ведомство может требовать в рамках дела о корпоративном сговоре изъятия документов и прослушивания переговоров.
По словам Голомолзина, в числе предложений нефтяников было и проведение биржевых торгов. В частности,
компания ТНК-ВР заявила о готовности реализовать 100% своих нефтепродуктов на биржевых площадках или аукционах. Причем, как уточнили «Газете.Ru» в ТНК-ВР, на биржу пойдут даже собственные сбытовые структуры компании, а также джобберы, продающие по договору бензин производства ТНК-ВР.
«Проблема в том, что на бирже нефтепродуктов сейчас слишком мало покупателей, — говорит пресс-секретарь ТНК-ВР Николай Горелов. – Например, мы вышли на биржу в марте, а реальные продажи начались только в августе». В связи с этим компания, по словам Горелова, предложила ФАС разработать механизм привлечения покупателей к биржевым торгам. «Например, с 1 июля перестала действовать глава закона о госзаказах, которая обязывала государственные и муниципальные предприятия приобретать на биржах определенное количество нефтепродуктов, — рассказывает Горелов. – Мы предложили ФАС как-то привлечь бюджетников обратно».
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша также считает, что необходимо законодательно утвердить биржевые обязательства, причем не только по покупке, но и по продаже. «Биржевая торговля – необходимый инструмент современных цивилизованных продаж, в том числе и нефтепродуктов, — напомнил Аркуша. – Однако
сейчас объемы сделок на бирже очень малы – лишь 1–2% от общего количества реализуемых на внутреннем рынке нефтепродуктов».
В прошлом году общие объемы нефтепродуктов, реализованные на внутреннем рынке, составили около 100 млн тонн.
Но даже если 100% всех нефтепродуктов оптом будет реализовываться через биржу, розничному потребителю от этого будет не легче, уверена старший аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. «Ведь в ритейле все равно есть наценка», — говорит эксперт.
Самое главное, что в настоящее время отсутствуют четкие критерии, по которым можно было бы определить, обоснована или нет та или иная цена на бензин, говорит Аркуша. Именно эти критерии служба и собирается разработать в течение осени. «Это поможет как чиновникам, так и нефтяным компаниям, — уверен Аркуша. —
ФАС станет легче обосновывать свои претензии, а нефтяники хотя бы точно будут знать, за что их штрафуют».
Хотя, по словам эксперта,
на самом деле формула цены на бензин для внутреннего рынка выработана уже давно, и она весьма проста – мировая цена минус экспортные пошлины и логистика.
С начала года розничные цены на бензин в Центральном регионе выросли в среднем примерно на 10%, а цены на дизельное топливо даже снизились, говорит эксперт ИК «Финам» Александр Еремин. «Однако не стоит забывать, что в конце прошлого года, когда стремительно падала цена на нефть (с июля по декабрь 2008 года она опустилась с $147,3 до $34 за 1 баррель. — «Газета.Ru»), внутрироссийская цена бензина снижалась явно не в соответствии с мировыми темпами», — напоминает аналитик. В конце июля 2008 года литр бензина Аи-92 стоил порядка 25 рублей, Аи-95 – около 26 рублей, к декабрю цены упали лишь до 21,4 и 23,3 рубля за литр. Сейчас задача ФАС уравнять динамику, говорит эксперт: во втором антимонопольном пакете законодательно установлено, что темпы снижения внутренних цен на бензин в России не должны отставать от темпов снижения мировых.