«Русал» обвиняет Альфа-банк в том, что тот искусственно препятствует разрешению проблем компании.
«Альфа-банк, несмотря на полностью выполненные «Русалом» обязательства перед этим кредитором, не отозвал иски из судов», — сообщила алюминиевая компания в понедельник. Иск с требованием банкротства двух предприятий «Русала» – Сибирско-Уральской алюминиевой компании и Красноярского алюминиевого завода — банк подал в прошлый четверг: в общей сложности они задолжали ему $85,9 млн. В итоге «Русал» после консультаций с остальными кредиторами (общий долг компании — $14 млрд, а перед Альфа-банком — $432 млн) в тот же день согласился выплатить эту задолженность.
В Альфа-банке нужды в отзыве исков не видят. Они все равно утратили силу в связи с погашением долга, цитирует «Интерфакс» источника в банке. Однако алюминщики видят в таком поведении злой умысел. По их мнению, нежелание отзывать иски из судов «доказывает, что целью Альфа-банка с самого начала являлось отнюдь не желание получить конкретный долг, а стремление использовать данную ситуацию для дестабилизации деятельности предприятий».
«Это подтверждается и многочисленными заявлениями Альфа-банка о его намерении приобрести долги «Русала» у других кредиторов, чтобы усилить свою рейдерскую атаку», — говорится в заявлении «Русала».
Конфликт может еще более усугубить финансовое положение компании. Решив выплатить долг Альфа-банку в приоритетном порядке, компания вызвала недовольство остальных кредиторов, пишет The Wall Street Journal. В понедельник издание сообщило, что совет директоров «Русала» на прошлой неделе предварительно одобрил проведение до конца текущего года IPO в Гонконге, в ходе которого компания может быть оценена в сумму до $30 млрд. За счет IPO «Русал» намеревался привлечь средства для выплаты долгов.
По информации Sunday Times,
финальное решение о размещении 10% акций алюминиевой компании на гонконгской бирже будет принято советом директоров «Русала» на текущей неделе.
Алюминщики рассчитывают привлечь инвесторов, имеющих поддержку государства, — суверенный фонд Китая, сингапурский Temasek Holdings Pte Ltd., а также частных покупателей.
В «Русале» «Газете.Ru» заявили, что в настоящее время «никаких решений о времени размещения, площадке и других деталях возможного IPO не принято». Технически, впрочем, как не раз заявляли представители алюминщиков, компания к IPO готова. Акционерное соглашение владельцев компании предусматривает, что первичное размещение будет проведено в течение трех лет после объединения «Русского алюминия», СУАЛа и Glencore в «Российский алюминий».
Время для первичного размещения сейчас не слишком удачное, отмечают эксперты отрасли: компании лучше бы подождать еще год--два. С одной стороны, цены на основную продукцию компании — алюминий – далеки от исторических максимумов в $3000 за тонну. С другой — компанию ограничивают решения кредиторов о реструктуризации задолженностей.
Оценка компании значительно снизилась по сравнению с докризисной, еще полтора года назад она составляла $50–55 млрд, отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Павел Шелехов. Кроме того, пока неясно, достаточно ли оправились ли инвесторы от финансового шока и готовы ли они к инвестициям.
«В Китае было два крупных IPO с начала года. Однако с учетом того, что «Русал» рассчитывает получить довольно крупную сумму — $3 млрд за 10% акций, – неизвестно, удастся ли ему привлечь к своим бумагам повышенное внимание»,
— сомневается Шелехов. Тем более что компанию в последнее время преследуют проблемы.
Помимо долгов, у «Русала» хватает и других неприятностей: компания может потерять один из своих зарубежных активов – глиноземный завод «Фрия» в Гвинее, власти которой настойчиво оспаривают приватизацию. Не слишком благоприятна сейчас ситуация для алюминщиков внутри России – под угрозой находятся поставки электроэнергии с пострадавшей от аварии Саяно-Шушенской ГЭС, напоминает Шелехов. Кроме того, «Русалу», вероятно, придется вкладывать дополнительные средства в ускоренное строительство Богучанской ГЭС, которая призвана заменить временно вышедшие из строя мощности СШ ГЭС. В дополнение к этому алюминиевый холдинг является акционером «Норникеля» и вынужден инвестировать и в эту компанию.