Россия готова поделиться с Китаем сохранившимися еще с советских времен вертолетными ноу-хау. Речь идет о производстве «нового тяжелого вертолета взлетной массой около 30–35 тонн», рассказали «Газете.Ru» в холдинге «Вертолеты России». «На сегодняшний день мы с нашими китайскими партнерами пришли к пониманию рынка этого вертолета и исследуем технические параметры перспективной машины, а также готовим базу для технико-экономического анализа ее проекта», — говорит гендиректор холдинга Андрей Шибитов.
Первая информация о переговорах с китайцами о создании тяжелого вертолета появилась еще в августе на проходившем в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС. Сейчас же в рамках проходящей в Пекине международной авиационной выставки Aviation Expo/China 2009 сторонам, судя по всему, удалось договориться окончательно.
Китай очень заинтересован в таких машинах, говорят в «Вертолетах России». Пекин уже обладает опытом эксплуатации грузоподъемного и самого тяжелого в мире вертолета Ми-26ТС. «В прошлом году в Китае было землетрясение, и наши вертолеты там очень хорошо себя показали, — пояснил «Газете.Ru» представитель холдинга Роман Кириллов. — Не было других машин в мире, которые выполняли бы функции, аналогичные нашим вертолетам». Единственным возможным конкурентом Ми-26 в «Вертолетах России» видят только американский «Чинук». «Но наш Ми-26 все равно грузоподъемнее и больше», — говорит Кириллов.
«То, что сейчас хотят сделать «Вертолеты России» совместно с китайцами, видимо, как раз и будет следующим поколением Ми-26 — глубоко модернизированный современный вертолет»,
— предполагает эксперт Центра стратегий и технологий Константин Макиенко. В «Вертолетах России» с этим не совсем соглашаются: «Мы даже сейчас точно не определили вес, пишем около 30 тонн. Точно так же можно сказать – около 35. Как только мы заявим точный тоннаж, конкуренты могут принять это во внимание и соответствующим образом отреагировать. Почему мы осторожничаем? Не хотим давать повод нашим конкурентам получать лишнюю информацию об этом проекте».
Раскрывать детали переговоров в холдинге также пока не хотят. В «Вертолетах России» говорят лишь, что рассматривается возможность создания СП. «Мы связаны ограничением по договору, режим соблюдения конфиденциальности. Процесс идет в соответствии с тем графиком, который намечался, и тут никаких проблем нет, — объясняет Кириллов. — Еще предстоит определиться, где это все будет делаться».
У проекта действительно есть серьезные риски.
«С китайцами всегда опасно что-либо делать, пока что они больше нас за нос водят со своими проектами, — говорит Макиенко. — Они, скорее, попытаются вытянуть максимум технологий и идентифицировать людей, которых можно перетянуть».
С другой стороны, проект настолько затратный, что без зарубежной помощи его не поднять. «Делать можно, но осторожно, соблюдая с китайцами максимальную технологическую гигиену», — предупреждает эксперт.
В середине прошлого года китайцы пытались наладить на одном из своих военных заводов отверточную сборку Ми-17 – одного из главных предметов российского военного экспорта. Планировалось, что на базе расположенного в Чэнду военного ремзавода будет развернута сборка вертолетов Ми-171. В 2008 году китайцы намеревались собрать 20 машин, а проектная мощность предприятия должны была составить 80 вертолетов в год. Правда, по информации «Газеты.Ru», этот проект так и не получил развития. Не смогли откомментировать его и в «Вертолетах России».
В самих «Вертолетах России» опасность китайского плагиата осознают. «Люди в Китае вроде бы честные, но со своей хитринкой. Ждут, что мы придем, как Airbus (европейская самолетостроительная корпорация Airbus организовала в Китае сборку популярной модели самолета A320 – «Газета.Ru»), и будем вкладывать деньги в их экономику. А мы, в свою очередь, привыкли, что к нам кто-то приходит или нам дает деньги», — говорит источник «Газеты.Ru» в холдинге. Впрочем, с европейцами сотрудничать еще сложнее, говорят эксперты.
«Европейцы нас тоже долго дурили. Несколько лет назад Eurocopter подавал обнадеживающий сигнал — собирался делать совместно с нами тяжелый вертолет. Но это была циничная разводка, чтобы заставить понервничать американцев»,
— говорит Макиенко.
Как рассказали «Газете.Ru» в Eurocopter, в данный момент «модельный ряд Eurocopter и «Вертолетов России» вообще не пересекается». А входить в нишу тяжелых вертолетов европейцы побаиваются. Ведь спрос на тяжелые вертолеты ограничен, а российские модели довольно дешевые. «Со времен Советского Союза остался большой парк. Достались вертолеты многим операторам за бесценок, и у них практически отсутствует инвестиционная стоимость, которую надо окупать», — говорит заместитель коммерческого директора «Eurocopter Восток» Сергей Клочков.
В любом случае, по мнению экспертов, «Вертолетам России» надо более взвешенно подходить не только к выбору партнеров, но и продукции, на которую в будущем стоит делать упор. В первую очередь имеет смысл концентрироваться не на создании тяжелого вертолета, который, скорее всего, будет выпускаться штучно, а на производстве и продаже массового и популярного Ми-17. «Выгоднее было бы заняться глубокой модернизацией этого вертолета — разработать новую стеклянную кабину, сделать новые винты, улучшить технические показатели», — говорит Макиенко.