Литовские власти опасаются, что польская PKN Orlen хочет приобрести литовский нефтяной терминал Klaipedos nafta, чтобы продать его России вместе с Мажекяйским нефтеперерабатывающим заводом (Mazeikiu nafta ). По словам министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, поляки хотят увеличить стоимость Мажекяйского НПЗ, а сделать это можно, лишь будучи монополистом. «Сейчас у PKN Orlen весть Бутингский нефтетерминал, а Клайпедский они не контролируют, — указал литовский чиновник. — Контролируя Клайпеду, они получают полную монополию - вот и весь ответ».
Министр энергетики признался, что, скорее всего, литовские власти при всем желании не смогут помешать продаже Mazeikiu nafta. «Если Orlen
> продаст (Мажейкяйский НПЗ - Газета.Ru) российской, белорусской, югоосетинской компании, которая зарегистрирована в Евросоюзе, то мы могли бы не допустить этого. Но если будет продано напрямую России - это не будет так просто. Я думаю, что они могли бы добиться своего через суды, арбитражи. Юристы считают, что такому будет сложнее противостоять. Предохранители условны», - сказал Сякмокас.
,Информация о том, что PKN Orlen ведет переговоры о продаже Мажекяйского завода просачивается в прессу уже давно. Польская компания приобрела 90% завода в 2006 году, победив в тендере литовского правительства и обойдя российский ЛУКойл. Многие эксперты говорили тогда, что результаты конкурса весьма политизированы, и Литва отдала бы завод кому угодно, только не России.
Однако полякам не повезло – прибалтийская ветка нефтепровода «Дружба», по которому поставлялась нефть на Mazeikiu nafta, была перекрыта едва ли не сразу же после продажи НПЗ PKN Orlen. Официальной причиной послужила авария на участке «Унеча — Полоцк», однако и литовская и польская стороны немедленно заявили, что это – ответ Кремля на сделку. Сейчас нефть на НПЗ поставляется танкерами через порт Приморск. Исходя из слов Сякмокаса, польская компания не рассчитывает на восстановление поставок по «Дружбе», и намерена привлечь покупателя, добавив к собственно заводу еще два терминала.
Не повезло PKN Orlen еще раз в октябре 2006 года - на заводе вспыхнул пожар, полностью уничтоживший вакуумный блок дистилляции мазута. В итоге, к текущему году общие инвестиции польской компании в Mazeikiu nafta (кстати, в текущем году PKN Orlen выкупила у литовского правительства оставшиеся 10% акций предприятия) составили $3,5 млрд, при этом в настоящее время завод балансирует на грани банкротства.
В связи с этим неудивительно, что поляки ищут покупателя на свои активы. Удивительно будет, если они его найдут. «Политику активной зарубежной экспансии у нас ведут только ЛУКойл и ТНК-ВР, однако первая из них только недавно закрыла сделку по приобретению 45% НПЗ в Голландии и по покупке нефтеперерабатывающего завода на Сицилии, а ТНК-ВР более ориентирована на приобретение добывающих, нежели перерабатывающих активов, — говорит аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. – Так что, вряд ли российские компании заинтересуются предложением PKN Orlen».
Теоретически, Мажекяйским заводом мог бы заинтересоваться совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко, активно работающий по северо-западному направлению. Однако, как отметил эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, здесь слишком высоки риски. «Вопрос с Mazeikiu nafta и трубы «Дружба» слишком политизирован, кроме того, Тимченко лоббирует проект нефтепровода «БТС-2», да и работает он по большей части с сырой нефтью, а не с перерабатывающими активами, — поясняет Абзалов. – Так что, шансы на то, что бизнесмен решится приобрести столь рискованный актив, крайне невысоки».
В общем-то, невысоки и шансы того, что PKN Orlen удастся приобрести Клайпедский терминал. Арвидас Сякмокас особо подчеркнул, что литовское правительство не будет его продавать, так как только через Klaipedos nafta Литва может обеспечить себя светлыми нефтепродуктами. Кроме того, по словам министра, на базе Клайпедского терминала планируется построить и терминал по перевалке сжиженного газа.