Pfizer обвиняется в несоответствующей действительности рекламе болеутоляющего средства Bextra, нейролептика Geodon, антибиотика Zyvox и противоэпилептического препарата Lyrica.
Специалисты маркетингового отдела Pfizer создали и выпустили в эфир рекламные ролики медикаментов, в которых «приводили липовые доводы вымышленных врачей и специалистов, рекомендующих конкретное применение препаратов», не называя истинное назначение лекарств, сообщает Минюст США.
Pfizer не только приписывал ряду своих препаратов большие, нежели подтвержденные регулятором свойства, но также навязывал пациентам выпускаемые им лекарства через врачей, которые прописывали их своим клиентам нередко без прямой необходимости.
Расследование в отношении фармацевтического гиганта началось после подачи частных исков в штатах Массачусетс, Кентукки и Пенсильвания, за что истцы получат правительственное вознаграждение в размере $102 млн.
Сама компания своей вины не отрицает и с постановлением Минюста США согласилась. «Американский фармацевтический гигант Pfizer и его дочерняя компания Pharmacia & Upjohn согласились выплатить крупнейшую в истории медицины компенсацию в связи с мошенничеством — $2,3 млрд — для урегулирования уголовной и гражданской ответственности в связи с незаконным продвижением ряда продуктов», — говорится на сайте Минюста.
Подобные санкции «серьезно скажутся как на выручке компании, так и на ее котировках», считает Александр Кузин, генеральный директор DSM Group, занимающейся мониторингом фармацевтического рынка. «Штраф в $2,3 млрд составляет всего 2% от совокупной выручки компании», — уточняет Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт». Средний оборот Pfizer составляет около $50 млрд, а чистая прибыль по итогам 2008 года составила $8 млрд.
Таким образом, штраф превысит четверть прибыли компании.
Впрочем, Pfizer заблаговременно отложил $2,3 млрд на штраф, за счет этого доходы компании в четвертом квартале прошлого года снизились на 90% до $268 млн.
Доля названных Минюстом США препаратов в общем обороте лекарственных средств в России весьма мала. Препарат Geodon в РФ не зарегистрирован, а лекарство Bextra было изъято из оборота в 2005 году, сообщают в DSM Group. А продажи Zyvox («Зивокса») и Lyrica («Лирики») за первое полугодие 2009 года составили 12829 и 51276 упаковок. Натуральный объем всего коммерческого рынка лекарственных средств в России за прошлый год составил более 4 млн упаковок. «Также маловероятен тот момент, что инструкция к этим препаратам не соответствует действительности», – полагает Кузин. Любой медицинский препарат, прежде чем попасть на прилавки аптеки, проходит тщательный контроль Росздравнадзора. «Клиническое испытание каждого препарата занимает не один десяток месяцев», — констатирует директор DSM Group.
«Российский фармацевтический рынок в основном состоит из дженериков, и риск повторения американской ситуации в России весьма мал»,
— вторит ему Давид Мелик-Гусейнов. При этом эксперт не исключает, что Pfizer декларировала применение этих препаратов в тех направлениях, которые пока официально не утверждены Федеральным агентством США (FDA), а потому через некоторое время заявленные в аннотациях свойства препаратов могут быть признаны законными.