Gaz de France Suez SA хотела бы приобрести 9% «Северного потока», сообщил в четверг гендиректор французской энергетической компании Жерар Местралле. Переговоры уже идут, и никаких политических препятствий к вхождению GDF в проект со стороны России нет, добавил он: «Даже наоборот».
На данный момент 51% «Северного потока» владеет «Газпром», 40% принадлежит немецкой E.On и 9% находятся в распоряжении голландской Gasunie. Очевидно, что
«Газпром» свою долю уменьшать не будет ни в коем случае. «Северный поток» — проект «Газпрома», и монополия сохранит за собой контроль»,
— говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
Остаются голландцы, пакет которых и так самый маленький, и немцы, которые свою долю уже снижали (изначально E.On принадлежало 49% «Северного потока», однако в 2007 году немецкая компания продала 9% все той же Gasunie). В июне текущего года замглавы «Газпрома» Александр Медведев уже говорил, что французы могут получить долю, равную доле голландской компании, однако представители E.On заявляли, что готовы поделиться лишь 4,5% акций проекта.
По мнению Лютягина, «Газпром» будет лоббировать вариант уменьшения немецкого пакета, чтобы GDF получила желаемые 9%. «Северный поток» задуман как труба, соединяющая Россию и Германию, однако немцы планируют строить собственный газопровод по своей территории, который пойдет уже в Бельгию и Францию, — объясняет Лютягин. – Таким образом,
Франция с большой вероятностью окажется конечным потребителем российского газа, а «Газпром» крайне заинтересован в диверсификации своих поставок».
А E.On, в качестве компенсации за потерю доли в «Северном потоке», может быть предложено участие в таких крупнейших проектах «Газпрома», как Штокман или Бованенковское месторождение, полагает эксперт.
«Участие Франции в столь масштабном проекте, как «Северный поток», безусловно, выгодно и с экономической, и с политической точки зрения. Однако если выбирать между потенциальным партнером и уже существующим, Россия выберет существующего, то есть Германию», — возражает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По мнению эксперта, высказывания как французской, так и германской стороны (относительно желания приобрести 9% и готовности продать 4,5% соответственно) похожи на заявленные торговые позиции. «Германия дала понять, что предмет для переговоров есть. Скорее всего стороны сойдутся на какой-то средней цифре, 6–7%», — полагает эксперт.