Свои полеты «Авианова» начнет 27 августа с маршрута Москва — Сочи. В парке дискаунтера уже есть два Airbus (модель A320), и в дальнейшем он будет расти. Возраст самолетов — 12 лет, как говорят в авиакомпании, «самолеты свежие, недавно они прошли ремонт в Майами». До этого лайнеры использовала американская авиакомпания US Airways. «Я уже занимался организацией таких перевозок в Азии, где участвовал в запуске первого бюджетного дальнемагистрального перевозчика Viva Macau в качестве президента и основателя, — не скромничает представитель акционеров «Авиановы» Эндрю Пайн, которому как раз поручено «поднимать» новую авиакомпанию. — Думаю, что сама эта модель, эта концепция будет успешной в России».
По словам Пайна,
задача «Авиановы» — «заставить летать тех россиян, которые уже 20 лет самолет в глаза не видели».
И здесь, как считают в авиакомпании, «потенциал огромен». «Мы можем нарастить маршруты до 60–70», — строит планы не хуже азиатских Пайн. Поначалу летать «Авианова» будет преимущественно в центральной части России. Москву «Авианова» свяжет с Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Сочи, Астраханью, Самарой и Набережными Челнами. В дальнейшем с приходом в парк новых судов география полетов будет расширена. Правда, на зарубежные маршруты «Авианова» пока не замахивается. Дискаунтеру еще придется помучиться с разрешениями на новые маршруты внутри страны. В авиакомпании с содроганием вспоминают, сколько нервов пришлось потратить на получение летных сертификатов в Росавиации. «Это было непростое дело», — говорит гендиректор авиакомпании Владимир Горбунов.
Во Внуково low-cost-перевозчику уже делают реверансы. Здесь поначалу окрестили «Авианову» ни много ни мало «базовой авиакомпанией аэропорта». Правда, довольно быстро гендиректор «Внуково Хэндлинг» Олег Ветвинский оговорился: «Базовая не в том смысле, что она у нас главная будет, а что летать будет из базы во Внуково». И добавил: «Несмотря на трудную судьбу первого бюджетного перевозчика (Sky Express – «Газета.Ru»), у нас появился новый шанс поработать в новом формате». В этом году Внуково хотело бы увеличить число обсуживаемых пассажиров с запланированных 7,5 млн человек до 8 млн. «Вот пускай как раз этих 500 тысяч пассажиров приведет к нам «Авианова», пусть перевозчик порадует Юрия Михайловича (Лужкова – Газета.Ru)», — говорит Ветвинский.
В июне этого года, анонсируя свой выход на рынок, «Авианова» обещала, что будет возить пассажиров за 250 рублей. «250 рублей – это не промоакция, которую мы завтра возьмем и поменяем, это наша стратегия», — не отказывается от этих слов директор по продажам, маркетингу и дистрибуции Жанна Шалимова. Правда, на сайте перевозчика на первый день полетов «Авиановы» — 27 августа — дешевых билетов уже не оказалось. Ближайшая дата с билетами по цене 250 рублей — 5 сентября. Неприятные неожиданности появляются и в процессе оформления билета. К тарифу прибавляются аэропортовые сборы, а багаж, страховка, выбор места в салоне самолета оплачиваются отдельно.
В результате общая стоимость билета по тарифу 250 рублей возрастает до 723 рубля. Более того, цена дешевых билетов за 250 рублей легко может трансформироваться и в 5 тыс. рублей, если бронировать билеты впритык к вылету.
«Все равно даже при стоимости пять тысяч рублей билет будет процентов на тридцать дешевле рынка», — оправдывается Шалимова. Но самое неприятное — число дешевых билетов ограничено. На каждом рейсе их будет не больше 45 (самолет А320 рассчитан на 180 мест). Авиакомпания работает с пассажирами по принципу «кто первый встал — того и тапки», умышленно создается нездоровый ажиотаж, говорят эксперты.
Действия «Авиановы» до боли напоминают первые шаги дискаунтера Sky Express.
Не исключено даже, что «Авианова» повторит судьбу этого перевозчика. Sky Express в 2007 году тоже начинал с Сочи, и тоже с промотарифа 500 рублей. Но сложности ведения бизнеса на российском рынке авиаперевозок заставили дискаунтера изменить тарифную политику. Даже с учетом распродажи, которая продлится до 15 августа, самый дешевый билет в Сочи от Sky Express со всеми сборами теперь стоит 3 500 рублей (тариф без сборов — 2 200 рублей). В последнее время с падением рынка перевозок Sky Express переориентируется на более доходные чартерные перевозки. «Сравнивать наши цены с промотарифом «Авиановы» некорректно. Надо посмотреть, какие у них цены будут позднее. На авиарынке уже сложились ценовые коридоры, ниже которых никто не опускается», — говорит начальник отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.
«Понятно, что 250 рублей — это приманка, ведь это даже не себестоимость, — говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта». – Все просто: любая авиакомпания, выходя на рынок, заявляет промотарифы, чтобы отвоевать чужих пассажиров, получить их лояльность и, как результат, высокую загрузку.
Вопрос только в том, насколько хватит денег у акционеров летать себе в убыток»,
— говорит эксперт.