Суд Лондона в пятницу отклонил апелляцию Олега Дерипаски. Таким образом, остается в силе вердикт о том, что иск Михаила Черного к российскому алюминиевому магнату может рассматриваться в Великобритании, сообщает Bloomberg. Черной, напомним, пытается доказать свое право владения 20% акций «Русского алюминия» (так называлась компания до объединения с СУАЛом и Glencore в «Российский алюминий») и добивается компенсации за эти бумаги. Сейчас ориентировочная сумма компенсации составляет $4 млрд. Дерипаска все претензии Черного отвергает.
«Мы разочарованы решением суда», — говорится в заявлении представителя Дерипаски, размещенном на сайте «Базового элемента». В «Базэле» считают, что в английских судах не должны выноситься решения по делам, «подпадающим, по их собственному признанию, под юрисдикцию российского права и судопроизводства, и звучать оскорбительные выпады в адрес судебных систем других государств».
Напомним, год назад Высокий суд Лондона постановил, что
иск Михаила Черного должен быть заслушан в Великобритании, чтобы обеспечить справедливый суд и защитить истца от «попытки покушения или ареста».
Создается опасный прецедент, который приведет к тому, что «английские суды будут наводнены рассмотрением надуманных обвинений со всего мира», сетует «Базэл».
Правда, исполнять решение, даже если оно будет в пользу Черного, окажется непросто. «Черной понимает, что активы, на которые он претендует, находятся в России. И
даже если он получит положительное решение лондонского суда с взысканием, все равно это решение придется исполнять здесь, в России, нашим судебным инстанциям»,
— говорит Андрей Корельский из «Вегас-Лекс». Здесь как раз возможны проволочки: при реализации судебной процедуры могут возникнуть проблемы с различием английского и российского законодательства. И хотя есть конвенция, по которой такие дела выполняются,
процесс может затянуться и получить политическую окраску.
Подобный случай уже был, когда взыскания требовала швейцарская «Нога». На что только арест не накладывался – и на воздушные суда, и на корабли, и на недвижимое имущество. Дерипаске, конечно, повторения дела с «Ногой» не хочется — каждый раз придется доказывать, что имущество является суверенным, резюмирует Корельский.
Процесс в Великобритании все же больше на руку экс-партнеру Олега Дерипаски. «Черному судиться в Лондоне удобно, потому что если возникнут проблемы с взысканием в России, можно будет наложить арест на зарубежные активы Дерипаски, скажем, в Африке», — объясняет юрист.