Правительство внесло в Госдуму проект поправок в Таможенный кодекс РФ, который позволит авиакомпаниям получить шестимесячную отсрочку по уплате таможенных платежей за ввоз самолетов иностранного производства. Ее действие распространяется и на ввоз комплектующих, в том числе двигателей.
Получить отсрочку на ввоз, к примеру, популярных среди перевозчиков Airbus и Boeing можно было и раньше. Но для этого нужны были веские основания. Например, авиакомпания должна была потерпеть ущерб в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы. Или покупать самолеты через госзаказ с помощью бюджетного финансирования.
Авторы законопроекта уверены, новые поправки существенно облегчат жизнь авиакомпаниям. «Они помогут в условиях кризиса и падения перевозок обновить авиапарк, купить более современные и топливно-эффективные самолеты», — утверждают разработчики.
«Мера действительно направлена на то, чтобы улучшить положение перевозчиков. S7 (бывшая «Сибирь») отменяет заказы на 15 новейших Boeing на сумму $2,5 млрд, «Ютэйр» вводит отсрочку, — объясняет логику разработчиков аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова. –
У авиакомпаний фактически отсутствуют свободные средства для инвестиций в авиапарк. Вернуть деньги они смогут в следующем году, когда объемы авиаперевозок хотя бы восстановятся».
Но сами перевозчики на новый законопроект реагируют по-разному. В «Трансаэро», авиапарк которой состоит в основном из самолетов зарубежного производства, считают, что законопроект «заслуживает самой положительной оценки». «Отечественные авиаперевозчики получают новые стимулы проводить обновление своего парка за счет эффективных в эксплуатации воздушных судов. Это важно для обеспечения доступности воздушного транспорта в нашей стране», — радуется замгендиректора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров.
А вот бывший начальник службы развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Сергей Колтович согласен с ним лишь отчасти:
«Мера была бы особенно хороша года два--три назад, когда был пик роста пассажирских перевозок. Из-за высоких таможенных платежей в то время завозились в основном старые, 15—20-летние иномарки, а изношенный парк советских лайнеров выводился слишком медленно».
«Мера не слишком действенная, — подтверждает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. – Из-за кризиса авиакомпаниям все равно будет проще радикально пересмотреть свои планы по ввозу самолетов, отложив их на попозже». Ведь самолеты даже в лизинг — очень дорогое удовольствие. Кстати, по такому пути уже пошел «Аэрофлот». Сегодня авиакомпания объявила о переносе примерно на два года сроков по закупке пяти самолетов Airbus.
Реально поправки помогут тем, кто только запускает авиационный проект, или у кого вообще нет никакой возможности отсрочить поставку, договорившись напрямую, считают эксперты. Но таких перевозчиков можно сосчитать по пальцам. Один из них — «Авиалинии 400» (работает под торговой маркой Red Wings). «Два среднемагистральных самолета Airbus A321 должны были пополнить авиапарк перевозчика уже в сентябре, — напоминает Пантелеев. — Но недавно авиакомпания сообщила, что сможет купить эти самолеты только при условии получения той самой полугодовой отсрочки, о которой сейчас идет речь».
Большинство опрошенных «Газетой.Ru» экспертов сходятся во мнении: новые поправки лишь отчасти облегчат участь перевозчиков и к массовому обновлению авиапарка не приведут. А бывший менеджер «Аэрофлота» Сергей Колтович и вовсе считает, что по-хорошему «вместе с таможенными поблажками надо бы было убрать НДС. Это еще 18% от стоимости самолета, и нигде в мире такой налог не платится».