Крупнейший российский авиаперевозчик стоит перед необходимостью ликвидировать грузовую «дочку». В среду совет директоров «Аэрофлота» принял к сведению предложение правления об инициировании процедуры банкротства ЗАО «Аэрофлот-Карго». Решение было принято «с учетом наличия более двух лет отрицательных чистых активов ЗАО «Аэрофлот-Карго» и невозможности в кризисный период восстановить чистые активы», — говорится в официальном сообщении материнской компании. В «Аэрофлоте» отказались комментировать информацию. В «Аэрофлот-Карго» отметили, что оперативная деятельность компании продолжается, все договоры в силе.
«Все будет происходить по программе реструктуризации бизнеса», — уточнили «Газете.Ru» в «Аэрофлот-Карго».
Это означает, скорее всего, что ухода «Аэрофлота» с рынка грузоперевозок не произойдет даже в случае банкротства «дочки». По мнению экспертов, руководство авиакомпании сейчас считает необходимым сосредоточить финансовые ресурсы на основном бизнесе. Но «рано или поздно «Аэрофлот» будет дальше развивать грузоперевозки, это крайне привлекательный рынок», считает аналитик «Центринвест групп» Андрей Рожков.
Наиболее вероятно, что «Аэрофлот» просто вернется к уже оправдавшей себя структуре деятельности. Напомним, что
стопроцентную «дочку» авиакомпания выделила в 2006 году, до этого вопросами грузоперевозок занимался департамент грузовых перевозок самого «Аэрофлота». В тот период по объемам грузовых перевозок авиакомпания входила в число 50 крупнейших авиакомпаний мира.
«Аэрофлот-Карго» по итогам 2008 года занимал 19,5% российского рынка грузоперевозок, — напоминает эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно. — В период проведения юридических процедур и передачи воздушного флота от «дочки» к «Аэрофлоту», часть рынка компания может потерять». «Она будет поделена между компаниями «Волга-Днепр» и «Трансаэро», — предположил Рожков.
В среднем состояние перевозок у «Аэрофлот-Карго» в 2009 году соответствует общемировым тенденциям грузовой индустрии. В первом квартале компания перевезла 21,6 тыс. тонн, это на 35,1% хуже показателя за аналогичный период прошлого года. Динамика общего объема перевозок по месяцам от января к марту показывает некоторую стабилизацию: если январское падение составило 38%, то мартовское — 29%. Помимо падения объемов перевозок на финансовом состоянии компании сказалось и снижение доходной ставки, которое составило порядка 24%. Кризисная ситуация и проблемы недоверия кредиторов, ставшие обыденностью для авиационной отрасли с осени 2008 года, вынудили «Аэрофлот-Карго» официально просить своих партнеров о дополнительной аккуратности. На официальном сайте «Аэрофлот-Карго» опубликовано обращение руководства компании с требованием своевременно перечислять выручку, выдерживать сроки и правила предоставления отчетности.
В ближайшее время ждать улучшений на рынке грузоперевозок не приходится. Выход из рецессии эксперты обещают к концу текущего года, а поступательный рост экономики — лишь к середине следующего. «Грузоперевозки тесно связаны с экономическим ростом, так что ждать их восстановления следует не раньше середины 2010 года, к следующему лету», — говорит Рожков.