Государственная дума Российской Федерации в пятницу приняла в первом чтении поправки в статью 178 Уголовного кодекса РФ, разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Проект закона поддержали 407 депутатов, один был против. В соответствии с поправками в круг общественно опасных последствий нарушения антимонопольного законодательства добавлено получение дохода в крупном и особо крупном размере при злоупотреблении монопольным положением. Таким доходом признается сумма свыше 5 млн рублей и свыше 25 млн рублей соответственно. Сейчас уголовная ответственность полагается лишь за причинение крупного или особо крупного ущерба.
Если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, то оно будет караться штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет. Кроме того, нарушитель может быть лишен свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года.
За те же нарушения, причинившие особо крупный ущерб или приведшие к получению дохода в особо крупном размере, а также совершенные с использованием служебного положения, полагается лишение свободы уже до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или дохода осужденного за 5 лет.
И, наконец, если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождалось насилием или угрозой насилия, срок уголовного наказания увеличивается до 7 лет.
По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, эти меры не являются покушением на свободу бизнеса и не несут «задачу ухудшить предпринимательскую среду» — напротив, «они направлены против разных нарушителей и хулиганов, которые гнобят наш российский бизнес».
«Ужесточение наказания за нарушение антимонопольного законодательства направлено, прежде всего, на борьбу с картелями, которые наносят огромный вред экономике страны, — пояснял глава ФАС. — Мы надеемся, что вместе с оборотными штрафами и дисквалификацией чиновников и топ-менеджеров компаний это станет действенной мерой в борьбе с нарушителями закона».
«В Уголовном кодексе РФ сейчас существует множество статей, которые направлены на наказание преступлений. К сожалению, функцию предупреждения преступлений кодекс на сегодняшний день не выполняет», — говорит председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро.
Но внесение в Уголовный кодекс уголовной ответственности за получение дохода при злоупотреблении монопольным положением может стать определенным стимулом к ненарушению законодательства.
Поправки ударят по злоупотреблениям в рознице, когда нарушитель может получить значительный доход без крупного ущерба для кого-либо.
ФАС достаточно часто предъявляет претензии крупнейшим холдингам, например, к нефтяниками в связи с завышением цен на бензин. «Однако штрафы, взимаемые за монопольный сговор, значительно меньше выгоды, которую получают компании в результате антиконкурентных действий», — говорит консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский.
«Российские штрафы в несколько сотен тысяч или миллионов рублей для крупных компаний составляют 1–2% от той прибыли, которую они получают в результате ценового сговора»,
— соглашаются в департаменте информации «Фармоникс Лимитед».
«Безусловно, устанавливаемая уголовная ответственность повлияет на хозяйствующих субъектов, которые будут более аккуратно осуществлять свою деятельность», — полагает заместитель генерального директора юридической компании «Велес Лекс» Евгений Акимов. Однако это достаточно спорно, считает Чернявский, так как может привести к росту коррупции и конкурентным войнам.
«Гораздо эффективнее было бы повысить штрафы, чтобы возможные доходы от запланированных антиконкурентных действий были значительно ниже штрафных санкций»,
— говорит эксперт. «При введении этой статьи будет проще построить государственную монополию, ведь появится действенный инструмент для воздействия на определенный круг заинтересованных лиц», — опасается исполнительный директор Фонда Серафима Саровского Сергей Габестро.