Поправки в действующий техрегламент на молочную продукцию нанесут серьезный удар по производителям мороженого. Об этом накануне их рассмотрения в комитете Госдумы по аграрным вопросам заявили представители Союза мороженщиков России, объединяющего более 170 отечественных компаний.
Поправки в середине апреля этого года предложил внести Молочный союз России. Согласно им в состав настоящего мороженого должны входить только молоко и его производные. А продукт, содержащий растительных жиров не менее 12% своего удельного веса, будет именоваться новым термином «мелорин», позаимствованным на американском рынке.
По данным Союза мороженщиков, сейчас доля такого продукта на российском рынке достигает 70%.
Введение этих поправок может повергнуть в изумление потребителя, пришедшего за своим излюбленным продуктом и увидавшего вместо него «мелорин», полагают производители.
«Подобное переименование может привести к изменению предпочтений покупателя и негативно повлиять на весь рынок отечественного мороженого», — говорят представители ООО «Хладокомбинат №3» (Екатеринбург), крупнейшей уральской фабрики мороженого. «Когда россиянин слышит новое слово, он скорее откажется от покупки продукта, что может нанести непоправимый урон рынку мороженого в целом», — отмечают в компании. К тому же эксперты опасаются, что
потребители могут попросту спутать «мелорин» с «меламином», после известного скандала в КНР прочно ассоциирующимся у широкой публики с опасным веществом, используемым в поддельных молочных продуктах.
«Представьте, сколько придется потратить сил и средств для того чтобы объяснить, что «мелорин» не имеет ничего общего с ядом меламином и является мороженым», — тревожится генеральный директор отраслевого союза Валерий Елхов.
Изменение названия продукта не только сделает его куда менее востребованным на внутреннем рынке, но и станет серьезным препятствием для уже налаженного экспорта российского мороженого в соседние страны, добавляет Елхов.
А полностью отказаться от растительных жиров не получится, объясняют мороженщики. «Сейчас потребители предпочитают различные виды мороженого, в том числе и менее калорийные, чем молочные пломбиры: это и фруктовые эскимо, и мороженое и продукты с различными добавками и топингом, а при их производстве действительно нельзя обойтись без добавления растительных жиров», — говорят представители ООО «Хладокомбинат №3».
При этом
растительные жиры в 3,5–4 раза дешевле, чем молочный жир, поэтому переход на него увеличит цену мороженого приблизительно в 2 раза,
подсчитала аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова. В итоге продукт может стать просто-напросто не по карману простым россиянам. Только в апреле цена на мороженое выросла приблизительно на 3%. А с зимы отпускная цена на продукт взлетела на 10%, такую же прибавку к цене ожидают и летом.
В России и так в связи с падением потребительского спроса из-за кризиса происходит сокращение производства мороженого, отмечает Рыбалова: «Только в первом квартале текущего года производство мороженого снизилось на 12,4% по сравнению с тем же периодом прошлого. Поправки к техрегламенту по молоку и молочной продукции еще больше увеличат падение». «Продажи мороженого в связи с введением термина «мелорин» могут упасть как минимум на 20%, а то и больше», — конкретизирует Елхов.
Впрочем, у авторов инициативы тоже есть аргументы.
«Потребитель должен знать, что он покупает, должен быть правдиво проинформирован. Сегодня в мире существует тенденция экономии на производстве и снижения себестоимости молочной продукции, но не за счет усовершенствования производства и технологий, а путем замещения молока альтернативными заменителями.
Такие заменители в разы дешевле по себестоимости. С введением нового техрегламента на молоко и молочную продукцию покупатель сможет сам осмысленно выбирать продукт, подходящий ему по качеству, по цене и соответствующий его потребностям. Это заставит переработчика производить ту продукцию, которая реально востребована на рынке», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
«Все вещи должны именоваться определенными терминами. Покупатель обязан знать, какой продукт он покупает, и обладать достоверной информацией. Не все могут прочитать, что написано на упаковке мелкими буквами, и не обращают внимания, какой продукт потребляют», — соглашается председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков.
Но эксперты считают, что инициатива молочников продиктована не только заботой о потребителе. «Одной из ее причин является попытка законодательно регулировать рост потребления молока, которое сейчас девать некуда в нашей стране. Однако введение поправок не поможет разрешить кризис, сложившийся в отрасли. Нужен комплекс мер, нельзя запретами применения пальмового или кокосового масла решить назревшую проблему», — говорит депутат Госдумы, председатель совета Масложирового союза России Виктор Нефедов. «Принятие поправок не приведет к изменению потребления молока или сливочного масла», — соглашается Рыбалова.