На фоне падения тиражей большинства мировых печатных изданий английское влиятельное издание Evening Standard, возобновившее свой выпуск в новом формате, запустило рекламную кампанию, в которой просила прощение за свое прошлое. «Простите нас за негатив», «Извините за то, что были предсказуемы» — такие билборды появились в Лондоне на прошлой неделе, другие щиты просили прощения жителей столицы Великобритании за «потерю связи» с читателем, «за самодовольство». Так вечерняя лондонская газета Evening Standard, ставшая собственностью Александра Лебедева, российского миллиардера, политика и, как не устает напоминать британская пресса, бывшего сотрудника службы внешней разведки, работавшего в Англии, решила отметить возобновление своей издательской деятельности с новым дизайном и именем.
«Весь Лондон смеется над этой нелепой рекламной кампанией. Извинения за прошлое отдают «признаниями» в советских судах.
Извинения имеют все признаки клеветнических кампаний в стиле КГБ. Они очерняют выбор 500 тысяч лояльных читателей, купивших газету в прошлом году», — заявила в интервью The Guardian бывший редактор Evening Standard Вероника Вэдлей.
Новый владелец Evening Standard с ней не согласен. «Всегда нужно уметь сказать «sorry», к тому же рекламная кампания только началась, и нас ждет еще много нового», — рассказал Лебедев «Газете.Ru».
Реклама не уточняет, за какой период своей истории газета просит прощения. Газета Standard была основана 21 мая 1827 года. Впоследствии она стала издаваться утром, а ее вечернее издание, первый номер которого вышел 11 июня 1859-го, получил название Evening Standard. Широкую популярность она приобрела благодаря освещению военных событий XIX столетия. Однако в конце XX века она начала переживать кризис. Проблемы начались у платной вечерней Evening Standard, когда в 1999 году в Лондоне началась война бесплатных газет. И в начале этого года ежегодные убытки Evening Standard оценивались в £10–20 млн.
В середине января британская издательская группа Daily Mail & General Trust (DMGT), 60% акций которой принадлежат аристократической семье Ротермеров, объявила о продаже своего актива, газеты Evening Standard, Александру Лебедеву за «номинальную цену» всего в £1. Это стало завершением шестимесячных переговоров, на протяжении которых решалась судьба достаточно влиятельного лондонского издания. Перед покупкой
Лебедев заверял, что «заинтересован в служении делу свободы и независимости печатных СМИ», и обещал не вмешиваться в редакционную политику Evening Standard.
«Это не мой способ делать деньги, я просто хочу объяснить людям, что газеты – это то, что они должны холить и лелеять», – рассказывал российский предприниматель. «По-видимому, я буду заниматься только финансовыми вопросами», – уточнял он свою роль в издании. Единственным требованием нового собственника стала смена главного редактора.
Однако изменение редакционной политики все же последовало. Этому предшествовало проведенное изданием исследование предпочтений аудитории. Молодые читатели отметили, что газета имела правую направленность и концентрировалась в основном на вопросах преступности. Некоторые читатели были не согласны с критической политикой редакции по отношению к левому политику Кену Ливингстону, занимавшему кресло мэра Лондона с 2000 по 2008 год, рассказал Wall Street Journal источник, знакомый с ситуацией.
После приобретения Лебедевым
газета смягчила свой консервативный уклон, стремясь привлечь более широкую аудиторию. «Газета не должна быть ни левой, ни правой. Она должна быть и левой, и правой, и жесткой, и умной. Главное, чтобы она оставалась профессиональной», — отметил Лебедев.
Также был сменен дизайн издания. В понедельник газета уже вышла обновленной, кроме того, в названии прибавилось слово «Лондон», таким образом, теперь издание получило наименование London Evening Standard. По словам назначенного Лебедевым главного редактора газеты Джорджи Грейга, это означает, что теперь в издании будет гораздо больше материалов, посвященных жизни столицы Великобритании, в частности, должен появиться тематический раздел «Лондонская жизнь». К столичным новостям должны прибавиться разделы: «Мода, стиль и секс» и «Здоровье и красота».
«Новый менеджмент попросту пытается подстроиться под самые низменные читательские вкусы, — считает Вэдлей. — Стиль газеты «Правда», обещающий только хорошие новости, — это оскорбление интеллекту наших читателей». По ее словам, она получает об этом десятки писем от рабочего коллектива издания: они в отчаянии.
«Настроений отчаяния нет. Наоборот, на встрече с коллективом мне показалось, что сотрудники чувствуют драйв. Перед ними стоит задача залезть на Эверест без всякого снаряжения. А обвинения госпожи Вэдлей, как и всякая реклама, работают на газету», — оптимистичен новый владелец газеты.