Чистая прибыль Европейской аэрокосмической корпорации European Aeronautic, Defence & Space Co. снизилась на 40% (до 170 млн евро) по итогам первого квартала, говорится в опубликованной во вторник отчетности EADS. Выручка EADS упала на 14% — до 8,5 млрд евро. Показатель EBIT (прибыль до процентных и налоговых выплат) рухнул на 70% — до 232 млн евро. Итоги превзошли ожидания, напоминает Financial Times Deutschland, эксперты Reuters прогнозировали для корпорации EBIT на уровне 434 млн евро при выручке 9,46 млрд евро.
Расходы EADS существенно растут за счет трат на НИОКР, так как корпорация стремится ускорить выпуск нового военно-транспортного самолета А400М. Помимо этого, на финансовом положении авиастроителей сказывается как нежелание (а в ряде случаев неспособность) авиакомпаний закупать новый воздушный парк из-за существенного падения авиаперевозок, так и колебания курсов валют.
Airbus («дочка» EADS, на долю которой приходится 2/3 выручки корпорации) уже не рассчитывает получить в 2009 году до 400 заказов. Речь идет уже о числах меньше 300,
констатировал в понедельник коммерческий директор Airbus Джон Лихи. Он рассказал, что из 30 контрактов, рассчитанных на первые четыре месяца года, 19 было аннулировано, соответственно, в силе осталось только 11. Впрочем, в настоящий момент портфель заказов Airbus все еще насчитывает около 3,5 тыс. самолетов, и в компании надеются, что смогут сохранить рекордные темпы поставок, достигнутые в прошлом году, когда заказчики получили 483 машины.
Проблемы российских авиастроителей на порядок серьезнее.
По итогам 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выпустила и поставила всего 15 самолетов. «По операционным данным, положение ОАК очень плохое и вряд ли стоит ждать улучшения»,
— отмечает аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. По первоначальным планам, ОАК за 2009–2012 г. должна была построить 196 гражданских самолетов. Затем планы были сокращены вдвое, но даже после этого ОАК должна строить по 40–25 машин в год, что маловероятно, считает Хафизов.
Для стимулирования российских авиакомпаний на покупку российских самолетов предусмотрена даже специальная кредитная линия. Как сообщил вице-премьер Сергей Иванов, Внешэкономбанк выделит кредит в $250 млн авиаперевозчикам на покупку самолетов SuperJet-100. Срок кредита составляет 13 лет. «Это длинные деньги», — отметил Иванов, выразив уверенность, что эта мера поможет наладить производство новых машин компанией «Гражданские самолеты Сухого». Многие отечественные компании, которые сейчас находятся в тяжелом положении и не могут пополнять свой парк, будут склоняться к льготной покупке SuperJet, рассуждает эксперт RMG Securities. Впрочем, этих денег хватит ненадолго. «$250 млн — это примерно 8–10 самолетов. Это создаст спрос, но очень небольшой и на короткий срок», — уверен Константин Романов из ИК «Финам».