Сокращение тиражей американских газет увеличилось почти в два раза за последние полгода, сообщает Бюро по контролю за тиражами газет и журналов (Audit Bureau of Circulations, ABC). Ежедневный тираж почти 400 печатных изданий сократился за шесть месяцев более чем на 7%, тогда как за аналогичный период год назад падение составило лишь 3,6%, сообщает The Wall Street Journal. Тираж 11 из 25 ведущих газет США за последние полгода сократился более чем на 10%. Годом ранее таким результатом могло «похвастаться» лишь одно издание.
Похожая ситуация наблюдается во всем мире. Исключение составляют лишь Индия и Китай, где в последнее время настоящий бум СМИ, что связано с ростом числа грамотных граждан.
Сокращение тиражей длится уже несколько десятилетий, но до недавнего времени оно не было столь стремительным. Ускорение падения произошло вследствие ряда факторов.
Основной причиной стала переориентация аудитории с печатных СМИ на интернет. Все больше читателей в развитых странах получают новости из всемирной паутины. Также на падение тиражей серьезно повлиял экономический кризис. «За первый квартал 2009 года упали доходы от рекламы даже на телевидении. А доходы печатных СМИ пострадали в первую очередь, что повлекло за собой сокращение штата сотрудников и сокращение тиражей», — говорит эксперт ИК «Финам» Максим Клягин. «Тиражи сокращаются, так как издатели в кризис пытаются оптимизировать издержки производства», — добавляет заместитель гендиректора концерна «Российская газета» Евгений Абов.
«Кроме того, возникают большие проблемы с распространителями», — продолжает эксперт. Так, газета USA Today, тираж которой в 2008 году уступал в англоязычном мире лишь индийской Times of India, потеряла более 100 тысяч подписчиков, или 7% тиража, только из-за того, что кризис охватил туристическую отрасль. Газета распространяется в партнерстве с гостиничными сетями, такими как «Мариотт», причем на такие поставки приходится около половины всего тиража газеты, объяснил президент USA Today.
«Влияние кризиса в мире печатных СМИ в полной мере относится не только к западным, но и к отечественным изданиям», — отмечает Клягин. Падение доходов от рекламы привело к сокращению тиражей и полосности печатных СМИ. Подобным образом издательские дома стремятся минимизировать затраты.
Согласно данным российской Ассоциации распространителей печатной продукции, падение продаж в первом квартале 2009 года составило 10–30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Читатели, которые привыкли покупать печатную продукцию в любой день при посещении супермаркетов или розничных точек прессы, не находили ряд изданий в продаже.
В связи с падением доходов населения изменились и предпочтения аудитории. Произошло перераспределение спроса в сторону изданий низкой ценовой категории. Например, продажи группы изданий с розничной ценой более 50 руб. снизились в среднем на 40%. В журнальном сегменте падение по целому ряду изданий доходит до 60%, сообщает ассоциация.
Правда, некоторые издания от кризиса даже выиграли. Большей популярностью стали пользоваться издания о трудоустройстве.
Некоторые российские печатные СМИ показали положительную динамику роста тиражей вследствие эффекта замещения дорогих изданий на дешевые. Эксперты отмечают и рост спроса на газеты и журналы группы «сад и огород»: вероятно, в связи с кризисом граждане подумывают о том, чтобы вновь превратить свои газоны в грядки.