Условия сделки по покупке ООО «Эльдорадо» чешской финансовой группой PPF окончательно определились. Сделка завершится в третьем квартале 2009 года, группа получит 50% плюс 1 акцию сети «Эльдорадо» за $300 млн, то есть за часть займа в $500 млн, предоставленного «Эльдорадо» PPF осенью прошлого года. Остаток долга владельцу ООО Игорю Яковлеву придется вернуть финансовой группе. Это расходится с достигнутыми ранее договоренностями.
По первоначальной договоренности, предполагалось, что PPF Group в случае не погашения обязательств получит контроль над компанией в обмен на всю задолженность.
По другой версии, по данным аналитика «Атона» Ксении Аношиной, PPF Group должна была получить 100% «Эльдорадо». Таким образом,
к моменту документального оформления сделки цена компании формально даже увеличилась: тогда 100% «Эльдорадо» уходило за $500 млн, сейчас 51% — за $300 млн.
Сделку проведут с использованием специально созданного в офшоре совместного предприятия Fasipero, которое консолидировало 100% ООО «Эльдорадо». В третьем квартале доля PPF в СП составит 51%. Fasipero контролирует товарные знаки сети, материальные и нематериальные активы «Эльдорадо». По условиям сделки в нее не входят активы «Эльдорадо» на Украине. В совет директоров войдут по два представителя PPF Group и Яковлева.
Для «Эльдорадо» сделка с PPF оказалась спасительной. «У сети был большой долг с весны прошлого года, — напоминает Аношина. — Хорошо, что удалось найти инвестора и что группа вызвалась погасить долги в обмен на акции». Кроме того, по сведениям «Альфа-Капитал» Максима Симагина, Игорь Яковлев давно стремился избавиться от актива — сеть не выдерживала конкуренции.
Ситуация с «Эльдорадо» характерна и одновременно показательна для различных рынков ритейла.
«Компании мечтают продаться», — говорит аналитик. Уровень закредитованности операторов зашкаливает.
Долги нередко образовывались в результате налоговых претензий («Арбат-престиж» и «Евросеть»), а затем усугублялись кризисом и сегодня стали настолько обременительными, что у компаний остается один выход — искать инвестора.
«Соотношение чистый долг/EBITDA у многих компаний превышает критический уровень (доходит 7–10%). А это значит, что компанию даже банкротить экономически бессмысленно», — говорит эксперт.
«Я думаю, мы увидим в дальнейшем подобные сделки. Потому что многие компании брали кредиты под залог ценных бумаг», — прогнозирует Симагин.
То, что «Эльдорадо» осталось должно, по мнению экспертов, не критично, так как остаток долга может быть рефинансирован, тем более что он обеспечен недвижимостью.
Но эксперты считают, что и новый владелец сети не остался в проигрыше, так как получил компанию за сравнительно небольшие деньги. Таким образом, по мнению аналитика, PPF продолжает усиливать позиции на российском рынке (недавно стало известно, что контролирующий около 60% акций «Ингостраха» Олег Дерипаска собирается продать PPF нужную для контроля над страховщиком долю).
Также возможно у PPF уже есть инвестор для компании. «И не исключено, что западный», — говорит знакомый с ситуацией источник.