Совет директоров «Башнефти» досрочно прекратил полномочия гендиректора предприятия Урала Рахимова. Сын башкирского президента Муртазы Рахимова сам решил сложить с себя полномочия, что вполне закономерно с учетом недавней смены контролирующего акционера «Башнефти»: вместо клана Рахимовых теперь это АФК «Система».
Гендиректоом «Башнефти» назначен Николай Граханцев, работавший до последнего времени заместителем генерального директора ОАО «Система-Инвест».
«Система» стала контролирующим акционером 9 апреля, завершив сделку по приобретению контрольных пакетов ОАО «Башнефть» (76,52%), ОАО «Уфанефтехим»(65,78%), ОАО «Новойл» (87,23%), ОАО «Уфаоргсинтез» (73,02%), ОАО «Башкирнефтепродукт»(73,33%) и Уфимского нефтеперерабатывающего завода (78,49%).
Ранее владельцами контрольных пакетов предприятий были четыре компании, подконтрольные Уралу Рахимову: ООО «Агидель-Инвест», «Урал-Инвест», «Инзер-Инвест» и «Юрюзань-Инвест», а «Системе» принадлежали пакеты в 25–29%, и доведение этих долей до контрольных обошлось компании в $2,5 млрд. Причем, как отмечают эксперты, «Система» заплатила значительно выше рыночной цены активов — премия к рынку составила порядка 23%.
Сменивший Рахимова на посту гендиректора Николай Граханцев — профессиональный нефтяник, выпускник Института нефти и газа имени И. М. Губкина, бывший вице-президент «Удмуртнефти», глава Удмуртской нефтяной компании. С 2001-го по 2009 год работал главным инженером ОАО «Белкамнефть».
«Это человек старой школы, — говорит аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. — Выпускники Академии им. Губкина, как правило, проходят полный путь нефтяника — от оператора буровых установок до самых верхов, так что Граханцев знает «нефтянку» от и до».
По мнению экспертов,
назначение Граханцева может стать лишь первым шагом «Системы», и не исключено, что в итоге новый глава «Башнефти» возглавит не только ее, но и весь башкирский ТЭК.
«АФК имеет собственный взгляд на развитие башкирских предприятий, — говорит аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — Сейчас есть целый ряд версий относительно дальнейшей судьбы активов. По одной из них,
«Система» намерена объединить 6 купленных компаний в единый вертикально интегрированный комплекс, а затем продать его кому-то из российских компаний — вероятнее всего, «Роснефти» или «Газпромнефти».
Для реализации этих планов, по словам Бунькова, как раз и необходима смена руководства, создание собственной команды менеджеров. «Аналогичные перестановки должны последовать и в других предприятиях башкирского ТЭК», — считает эксперт.
«Будут постепенно убирать людей, близких к клану Рахимовых, — добавляет Александров. — Однако не всех и не сразу: пока Муртаза Рахимов у власти, так поступать было бы неразумно».
А вот перепродажа, по мнению Александрова, может и не состояться. «Если «Система» и станет продавать башкирские активы, она будет это делать лишь через два-три года, когда оптимизирует работу предприятий, — считает эксперт. — Но АФК может и не захотеть избавляться от таких активов: бизнес весьма рентабельный, нефтеперерабатывающие предприятия Башкирии считаются одними из лучших на территории СНГ». Группа компаний башкирского ТЭК занимает 11-е место по уровню добычи нефти в России и 4-е место по уровню запасов.