«Газпром» предъявил НАК «Нафтогаз Украины» претензии за недобор газа в марте», — заявил в среду уполномоченный украинского президента Виктора Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.
Украина действительно не выбирает весь газ, положенный по контракту с «Газпромом». Так, в феврале украинская сторона импортировала лишь 1 млрд кубометров газа, заплатив за него $320 млн, в то время как по контракту объем (и, соответственно, оплата) должны были быть вдвое больше. Однако тогда российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что штрафные санкции, положенные в таком случае, применяться не будут, так как Россия прекрасно понимает тяжелейшее финансовое состояние Украины. «Нельзя добивать партнеров», — сказал тогда Путин. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в начале марта также заявлял, что холдинг не намерен штрафовать Украину.
Однако с тех пор ситуация изменилась. «Не так давно Юлия Тимошенко, контролирующая «Нафтогаз», еще считалась политиком, дружественным России, — напоминает эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. — Однако
после того, как Украина фактически в одиночку начала переговоры с Евросоюзом о расширении своей газотранспортной системы, не учтя мнения основного поставщика газа — России, отношение Кремля к украинскому премьеру изменилось».
В самом «Газпроме» отказываются что-либо говорить по поводу нынешнего заявления Соколовского, а в «Нафтогазе» Украины поспешили заявить, что по итогам работы за первый квартал 2009 года российская монополия никаких штрафных санкций не выставляла.
Но, по мнению аналитиков, монополия действительно могла начать разговор о штрафных санкциях, пусть пока и неофициально. Могло начаться постепенное давление на украинскую элиту и, в первую очередь, на Тимошенко. «Это попытка сделать украинских политиков более сговорчивыми, чтобы в следующий раз, принимая решения, затрагивающие и интересы нашей страны, с Россией считались», — уверен политолог.
И этим, по мнению Шатилова, поспешил воспользоваться Виктор Ющенко.
«Заявление представителя аппарата украинского президента призвано дискредитировать его основного политического противника — премьер-министра,
— говорит эксперт. — Выставить Тимошенко как неспособного переговорщика, а заодно в очередной раз попугать украинский электорат «страшным «Газпромом».
Но с экономической точки зрения применять санкции к Украине «Газпрому» не слишком выгодно. «В первую очередь для монополии важна безопасность транзита и оплата полученного по факту Украиной газа, — поясняет начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — И сами по себе эти «штрафные» деньги для «Газпрома» не слишком важны, а за выбранный газ Украина рассчиталась полностью».
Если российская монополия действительно предъявит официальные требования компенсации за недобор, это может привести к очередному витку российско-украинской газовой войны.
«У Украины едва хватает денег на оплату половинных поставок, — напоминает Разуваев. — А с учетом нынешнего состояния украинской экономики в ближайшем будущем может сложиться ситуация, когда Украина вообще не сможет ни за что платить».