Премьер Владимир Путин предложил в условиях кризиса оказать дополнительную финансовую поддержку «Российским железным дорогам». Согласно уже утвержденной антикризисной программе правительства, в уставный капитал РЖД в этом году будут внесены 50 млрд рублей для компенсации выпадающих доходов. Но, по мнению главы правительства, реальные потребности компании в инвестиционных ресурсах намного больше. «Поэтому мы должны обсудить дополнительные предложения. Речь идет о сумме порядка 100 млрд рублей, в первую очередь на обновление подвижного состава», — сказал Путин во вторник на совещании по программе развития транспортной инфраструктуры на этот год.
Инвестиционная программа монополии изначально составляла 400 млрд, но ее пришлось урезать в полтора раза — примерно до 262 млрд рублей. Главная причина — сокращение доходов от перевозок. РЖД рассчитывало, что тариф на грузоперевозки вырастет в 2009 году на 14%, но правительство решило, что повышение составит 8%.
В качестве компенсации РЖД рассчитывало получить 100 млрд рублей, но согласно антикризисной программе было выделено лишь 50 млрд. Теперь, с учетом обещания Путина, объем помощи достигнет 150 млрд, превысив первоначально запрошенную сумму.
В РЖД пока не верят своему счастью. «Пока эта сумма не будет прописана в каком-нибудь документе, мы не можем на нее рассчитывать», — объясняют в компании. Поэтому железнодорожники продолжают реализовывать вариант инвестиционной программы, не предусматривающий господдержки.
В его рамках РЖД планировало в первую очередь урезать расходы на обновление вагонного парка и новые проекты. Эти статьи в компании считали наименее актуальными, так как объем пассажирских и грузовых перевозок в текущем году падает. В декабре сокращение составило 26%, в январе — примерно 33,1%. За первый квартал пассажирские перевозки упали на 14%, грузовые — на 27%. В 2009 году заказы машиностроителям от железнодорожников сократились на 30%.
«Найти какое-то решение необходимо. За ним стоят дополнительные заказы для отечественного машиностроения и сохранение тысяч рабочих мест», — объяснил выделение дополнительной помощи железнодорожникам премьер-министр.
«По сути, эти деньги пошли бы в отечественное транспортное машиностроение и обеспечили бы создание 130 тыс. рабочих мест», — подтверждают в пресс-службе РЖД.
Первоначально власти и не планировали дополнительно субсидировать обновление подвижного состава РЖД, считают эксперты. РЖД видится правительству инфраструктурной компанией, которая имеет пути, а вагоны принадлежат частным компаниям. «Пока у РЖД есть свои вагоны, возникает конфликт интересов», — объясняет глава аналитического управления ИФ «Олма» Владимир Детинич. Но развитие кризиса замедлило процесс реформирования и демонополизации отрасли, в связи с чем решение было пересмотрено:
частные компании работали на кредитах, теперь условия кредитования ухудшились, поэтому они не способны покупать новый подвижной состав. «Если сейчас не выделить деньги РЖД, фактически придется остановить вагоностроительные заводы»,
— говорит Детинич. Дополнительные деньги, по его мнению, могут быть направлены из нераспределенных бюджетных фондов или в качестве долгосрочного кредита ВЭБа.