Союз потребителей России пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на «Евросеть» и «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Представители союза просят ведомство «проверить соблюдение «Евросетью» требований недискриминационного доступа операторов связи к продаже услуг через салоны «Евросети», сообщает организация. Жалоба направлена председателем организации Петром Шелищем.
Представители ФАС не доступны для комментариев. Не удалось связаться и с представителями Союза потребителей.
В жалобе сказано, что
«новые повышенные тарифы на услуги компании по сбору платежей и по подключению абонентов можно оценить как монопольно высокие», и это ведет, «учитывая массовость и социальное значение сотовой связи, к крупномасштабному нарушению интересов широких слоев потребителей».
Кроме того, в обращении союза приводятся данные аналитического агентства «Ромир». Согласно исследованию агентства, обнародованному в апреле 2009 года,
в 75% случаев продавцы в салонах «Евросети» предлагали клиентам приобрести сим-карты «Билайна».
«Мы огорчены этим заявлением, но готовы к конструктивной работе с проверяющими органами», — заявила пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова. По ее словам, компания действует в рамках предписаний, выданных регулятором, действуя «в интересах наших клиентов». В «Вымпелкоме» отказываются комментировать это письмо.
Обращение к регулятору связано с тем, что ФАС уже проявляла внимание к «Евросети». В октябре 2008 года, после того как «Вымпелком» приобрел 49,9% акций «Евросети», ФАС одобрила сделку с условием сохранения недискриминационных условий для других игроков рынка. Однако в марте — апреле 2009 года между «Евросетью» и оператором МТС возник конфликт. В марте партнерские отношения между компаниями были прекращены в Белоруссии. В начале апреля в прессе появилось письмо, в котором менеджер «Евросети» настоятельно рекомендовал работникам магазинов компании продавать абонентам МТС, пришедшим в салон, контракты других операторов — «Вымпелкома» и «Мегафона», а также убрать всю рекламную продукцию компании МТС. Однако сама «Евросеть» назвала это письмо фальшивкой. Тогда же свое исследование обнародовало агентство «Ромир».
«Евросеть» и МТС обменялись громкими заявлениями, предъявив друг другу претензии на общую сумму порядка 2 млрд рублей.
В «Евросети» заявляли о том, что против компании ведется «пиар-война». Об активной борьбе компаний в пиар-поле говорили и другие участники рынка.
«Появление этого документа вписывается в контекст корпоративного конфликта между компаниями», — отметил корреспонденту «Газеты.Ru» эксперт, знакомый с ситуацией на рынке. «Это еще один инструмент для оказания давления на компанию и на ее владельцев», — уверен он.
Юристы считают аргументы, выдвинутые Союзом потребителей, серьезными. «Нельзя сказать, чтобы заявление Союза потребителей было голословным», — отмечает главный юрисконсульт московского филиала ИК «Ренорд-Инвест» Юлия Комиссарова. «Оно выглядит достаточно обоснованным, — согласен заместитель директора московского адвокатского бюро «Право и дело» Антон Исупов. — То, что «Евросеть» — крупнейшая сеть, может служить основанием для рассмотрения этого дела». «ФАС может наложить серьезные санкции на «Евросеть», если сочтет, что компания создает неравные условия для игроков», — отмечает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По словам эксперта, в крайнем случае возможно даже расторжение сделки.
Однако специалисты подчеркивают, что нельзя заранее присуждать победу в этом споре Союзу потребителей — ему может не хватить аргументов. «Организации нужно доказать, что «Евросеть» — монополист на рынке сотового ритейла», — отмечает Комиссарова. К тому же, по ее словам, ФАС может не усмотреть в той ситуации, о которой сообщает организация, признаков нарушения законодательства.