«Мы можем констатировать, что мы остались в инвестиционной программе в районе 262 млрд рублей», — объявил в пятницу глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин. Изначально она составляла 400 млрд, причем при утверждении программы в конце прошлого года было решено не урезать ее, хотя кризис был уже в разгаре. В пользу этого высказался премьер Владимир Путин: «Полагаю, что мы должны сохранить основные параметры ранее намеченного инвестиционного плана».
Но сделать это не удалось. РЖД рассчитывала на выделение из федерального бюджета 100 млрд рублей на поддержку программы, но, согласно рассмотренному в четверг антикризисному плану правительства, в уставный капитал РЖД попадут лишь 50 млрд. Это — компенсация выпадающих доходов от перевозок. РЖД рассчитывало, что тариф на грузоперевозки вырастет в 2009 году на 14%, но в результате было решено, что повышение составит 8%. При этом доходы от грузовых перевозок составляют более 90% выручки компании.
«Велись дискуссии, велись обсуждения, связанные с возможностью поддержания инвестиционной программы, но сегодня государству приходится решать очень непростые задачи. Мы с пониманием к этому относимся. Наша задача — повысить свою эффективность, сократить расходы. Мы сокращаем свои издержки на 173 млрд рублей, имея инвестпрограмму на 262 млрд рублей», — заявил Якунин. «Будет улучшаться экономическая ситуация — будем увеличивать инвестиционную программу», — пообещал президент РЖД.
Сокращению подвергнутся не все пункты программы. «Сочи — приоритетный проект, его урезать не будут»,
— говорит аналитик «Центринвеста» Андрей Рожков. Он напомнил, что «Олимпстрой» буквально на днях доставил в Сочи из Новосибирска тоннелепроходческий щит для прокладки автомобильно-железнодорожной трассы между Адлером и Красной Поляной. Сочинские проекты в 2009 году требуют инвестиций в объеме 58,7 млрд рублей, в 2010 году — 125,2 млрд рублей, в 2011 году — 187 млрд рублей.
Сэкономит РЖД на обновлении вагонного парка, к тому же все равно объем пассажирских и грузовых перевозок падает. В декабре они сократились на 26%, в январе — примерно на 33,1%, с начала февраля падение составило 28%. Это повлекло за собой даже некоторый простой вагонов. «Срочной необходимости в замене вагонов нет из-за падения спроса на перевозки, — считает логичным такое решение Рожков. — И ситуация вряд ли изменится как минимум до конца первого полугодия».
Отсутствие заказов от РЖД может негативно сказаться на основном поставщике вагонного парка — «Трансмашхолдинге».
Уже сейчас, до принятия окончательного решения о сокращении закупок, на предприятии отмечают снижение заказов РЖД. «В этом году по сравнению с прошлым заказ от РЖД сократился на 30% в денежном эквиваленте»,
— сообщил «Газете.Ru» директор департамента по связям с общественностью «Трансмашхолдинга» Артем Леденев.
Затронет сокращение инвестпрограммы и новые проекты, считают эксперты. «Старые путепроводы, железные дороги будут достаивать, новые, скорее всего, не будут начинать», — считает аналитик Андрей Рожков. То же касается и технологического перевооружения, в частности, эксперт предполагает, что будет отложена реализация планов развития скоростного железнодорожного транспорта.
Начало новых проектов помогло бы создать новые рабочие места, необходимые в нынешних условиях. Но глава РЖД отмечает, что по крайней мере ему удалось избежать увольнения из-за кризиса около 183 тыс. человек. «По идее мы сейчас должны были сократить около 183 тыс. сотрудников. Но трудовые коллективы вышли с предложением к руководству, чтобы мы переводили их на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, чтобы были устранены сверхурочные часы работы бригад. За счет этого сохранили занятость», — сказал он.