Министр транспорта Игорь Левитин предложил генеральному директору авиакомпании «Аэрофлот» Валерию Окулову, занимающему свое кресло уже 12 лет, должность своего заместителя. «Я сделал ему предложение занять пост замминистра транспорта, ответа пока нет», — заявил Левитин в пятницу в Москве.
Место заместителя министра оказалось вакантным после распоряжения премьера Владимира Путина о назначении Александра Мишарина директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ. И Валерий Окулов не единственный, кому Левитин предложил эту работу. Аналогичное предложение в пятницу получил и глава Росавтодора. «На место Александра Мишарина претендует несколько кандидатов, одна из кандидатур — Олег Белозеров», — сказал Левитин.
Для Окулова предложение работы неслучайно. В СМИ уже распространялась информация о возможности скорой смены руководства «Аэрофлота». В качестве наиболее вероятного преемника называется имя первого вице-президента АФК «Система» Виталия Савельева.
«Рассматривается несколько кандидатур на пост гендиректора, один из них — Виталий Савельев», — подтвердил Левитин.
Валерий Окулов уже получал интересные предложения о смене работы, в частности, в октябре 2008 года его приглашали на пост главы Росавиации, но глава «Аэрофлота» отказался. Росавиацию возглавил Геннадий Курзенков.
«Слухи о том, что Окулова снимут, начали появляться сразу после смерти Ельцина – Окулов последний из «семьи» (он муж старшей дочери Ельцина Елены — Газета.Ru), и перед уходом с поста президента Ельцин просил, чтобы его оставили в кресле главы «Аэрофлота», — напоминает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Но, несмотря на слухи, Окулов чувствует себя достаточно уверенно, тем более учитывая возможность получения «Аэрофлотом» господдержки, считает Владислав Кочетков из «Финама». Дела у авиакомпании обстоят сейчас неплохо, а в качестве дополнительного бонуса она может получить маршруты менее удачливых коллег из числа обанкротившихся авиаперевозчиков. «Кроме того, переход с должности главы одной из ведущих авиакомпаний на пост заместителя министра можно считать понижением», — подчеркивает Кочетков.
И все же сейчас, говорят эксперты,
позиции Окулова, да и самого «Аэрофлота» в целом значительно ослаблены – сильно активизировались конкуренты, в первую очередь детище Ростехнологий и правительства Москвы – «Росавиа».
Возможный приход в «Аэрофлот» Виталия Савельева из АФК «Система» может изменить положение авиакомпании на рынке. «Сам по себе Савельев очень сильный аппаратный игрок, он представляет компанию Владимира Евтушенкова, который аффилирован с правительством Москвы», — говорит Абзалов. Заняв пост главы «Аэрофлота», Савельев будет в первую очередь представлять интересы «Росавиа», что для «Аэрофлота» означает ослабление и глубокое реформирование, полагает эксперт. Ранее Валерий Окулов выражал скептическое отношение к «Росавиа». Когда последнюю начали позиционировать в качестве основного конкурента «Аэрофлота», Окулов назвал проект «пузырем».
В случае смены руководства «Аэрофлота» велика вероятность того, что дальнейшее развитие компании пойдет с таким расчетом, чтобы не перекрывать дороги «Росавиа».
Приход новых людей может дать импульс к решению многих проблем «Аэрофлота», возражает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно. Впрочем, «уход Окулова может увеличить риски по отмене или менее выгодному для «Аэрофлота» распределению роялти», добавляет он. Получение выплат иностранных компаний за пролет над территорией России «Аэрофлотом» долгое время связывалось с именем нынешнего главы компании.
Уйдет или не уйдет Окулов, во многом будет зависеть от ближайшего совета директоров «Аэрофлота», считают эксперты: на нем должна быть представлена дальнейшая стратегия компании, и если выступление Окулова окажется неубедительным, у Левитина будет достаточно аргументов, чтобы просто снять Окулова с должности.