Новолипецкий меткомбинат прекратил поставки на Горьковский автомобильный завод и готовит документы для взыскания задолженности с группы в судебном порядке. По словам председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина, ГАЗ должен комбинату порядка 1 млрд рублей, это две трети просроченной кредиторской задолженности НЛМК. «Задолженность не ликвидирована. Поставок нет. Придется банкротить ГАЗ», — заявил Лисин.
«Позиция, изложенная господином Лисиным, чрезмерно эмоциональная и неконструктивная», — отреагировала на этот призыв заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. Предприятие, по ее словам, ведет переговоры с кредиторами, представляет антикризисную программу, которая позволит сохранить рентабельность производственных площадок и расплатиться по задолженностям в соответствии с представленным планом реструктуризации. «В целом наши партнеры верят в эффективность предложенных мер», — добавила Матвеева. На этой неделе Горьковский автозавод возобновил производство после двух недель простоя. За это время предприятие в очередной раз сократило штат: уже сокращено 25% персонала, а к середине года намерены уволить еще столько же. Напомним, сейчас на предприятии работают около 88 тысяч человек.
Лисин не одинок в своих претензиях к ГАЗу. Иски о взыскании с компании в общей сложности около 1 млрд руб. уже подал Магнитогорский металлургический комбинат. Кроме него с компанией из-за просрочки платежей судятся еще и Челябинский металлургический комбинат (ЧМК, входит в компанию «Мечел»), а также Кировский завод по обработке цветных металлов.
И их можно понять: автомобилестроители являются одними из основных потребителей продукции металлургической отрасли, которая серьезно пострадала из-за кризиса.
Всего «Группа ГАЗ» по состоянию на 19 февраля должна была кредиторам 45 млрд рублей.
Структуру своего долга она недавно раскрыла в презентации для банков-кредиторов. 23 млрд рублей компания обязана погасить в I квартале 2009 года. Просрочки задолженности ГАЗа в январе и феврале составили 13,5 млрд рублей, а до конца декабря 2009 года автозаводу предстоит погасить минимум 80% общей задолженности — 36 млрд рублей. Помимо этого в залоге по кредитам находятся «оборудование, здания, продукция и имущественные права», среди которых и контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ».
«Текущее финансовое состояние группы можно характеризовать как банкрот»,
— констатирует аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. И Лисин вправе инициировать процедуру банкротства в качестве кредитора, чей должник не выполняет пункты договора. При этом само предприятие вряд ли сможет справиться со своими финансовыми проблемами, но статус градообразующего предприятия поможет ГАЗу остаться на плаву, считает Сергиевский. ГАЗу будет предоставлена государственная помощь, считает эксперт. «Государство будет всячески поддерживать группу, — соглашается аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. — Однако
если в ближайшем будущем ситуация не изменится, то ГАЗу будет грозить банкротство и, как следствие, смена собственника».
При этом эксперты не сомневаются, что судьбу ГАЗа будут решать главные кредиторы: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк. Что касается угрозы со стороны Лисина, то «для НЛМК сумма в 1 млрд рублей является не столь существенной, чтобы инициировать банкротство», говорит собеседник «Газеты.Ru», пожелавший остаться неизвестным. «Это, скорее, выражение личных отношений Лисина и владельца ГАЗа Олега Дерипаски», — говорит он.