«Начиная с 18.00 сегодняшнего дня мы вынуждены остановить операционную деятельность», — сообщила в среду «КД авиа». Телеграмму с уведомлением о прекращении полетов генеральный директор компании Геннадий Болдырев направил главе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадию Курзенкову еще накануне. Но билеты на рейсы были проданы вперед, что поставило авиационные ведомства перед необходимостью срочно искать выход из положения. Росавиация провела в среду экстренное совещание.
В ходе его было решено, что перевозку пассажиров, успевших приобрести билеты на рейсы «КД авиа», возьмут на себя «Аэрофлот», «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр». Помощь окажут и железнодорожники. Калининградская железная дорога (КЖД) готова к повышенному спросу на пассажирские перевозки в Москву и Санкт-Петербург, если авиакомпания «КД авиа» остановит свою деятельность, сообщила КЖД.
Чуть позже заместитель гендиректора «КД авиа» Виталий Головин пообещал, что в среду компания все-таки выполнит все рейсы в полном объеме. «В среду мы не планируем останавливать производственную деятельность, мы работаем с банками, с правительством, пытаемся найти пути выхода из сложившейся ситуации», — рассказал он агентству «Интерфакс».
«КД авиа» входит в перечень системообразующих предприятий, она неоднократно обращалась за поддержкой к федеральным властям и крупным банкам,
сообщают в компании. В частности, перевозчик просил предоставить ему госгарантии по кредитам на 5 млрд рублей. «Однако фактически реальной поддержки мы не получили. Авиакомпания исчерпала возможности финансировать свою операционную деятельность», — заявила пресс-секретарь Елена Пенькова.
В 2008 году компания фактически перешла под контроль банка «Санкт-Петербург», которому оказалась неспособна выплатить несколько миллиардов рублей долга. После этого главой перевозчика стал представитель банка Геннадий Болдырев. Под его управлением «КД авиа» просуществовала некоторое время, но теперь общий объем задолженности компании, по экспертным данным, превысил 10 млрд рублей. «Банк в курсе ситуации в компании, банк сделал все что смог, кредитовал компанию по выплате заработной платы, на осуществление операционной деятельности.
Однако господдержки «КД авиа» так и не получила, и ситуация не улучшилась. Банк прекращает кредитование «КД авиа»,
— цитирует «Интерфакс» источник в банковских кругах.
В январе 2009 года Росаэронавигация приостанавливала обеспечение полетов авиакомпании из-за высоких задолженностей. Их возобновление произошло лишь после вмешательства Северо-Западной транспортной прокуратуры. Помимо задолженности по аэронавигационному обслуживанию долги по зарплате, по некоторым данным, достигли к марту 2009 года 150 млн рублей.
«Скорее всего, сейчас у «КД авиа» не остается другого выхода, кроме как подать иск о собственной несостоятельности»,
— считает аналитик ИК «Центринвестгрупп» Андрей Рожков. В список системообразующих предприятий, напоминает эксперт, вошли предприятия, составляющие около 60% экономики. Финансовой возможности поддержать всех у государства нет, о чем неделю назад напомнил советник президента Аркадий Дворкович. «После такой рекомендации помощь будет скромнее, она будет направлена скорее на предприятия из экспортоориентированных отраслей, из тех, кто занимает почти монопольное положение», — считает Рожков.
Основные потери на рынке авиаперевозок начались с ухода регионального авиаальянса AiRUnion. За последнее время сертификаты эксплуатантов были аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», Сибирской авиатранспортной компании, «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний», авиапредприятия «ТЕСИС». Теперь под угрозой находится «КД авиа», и она может оказаться далеко не последней потерей. Как отметил в феврале министр транспорта Игорь Левитин,
около 20% российских авиакомпаний могут уйти с рынка авиаперевозок, если не преодолеют финансовые трудности.
«Отрасль находится в очень тяжелом положении, — констатирует Ленар Хасизов из Rye, Man & Gor Securities. — Без поддержки государства многие авиакомпании вряд ли смогут выжить». В первую очередь проблемы будут у таких же, как «КД авиа», региональных компаний.
Серьезные финансовые трудности испытывает и авиакомпания S7 («Сибирь»), все имущество которой заложено банкам в обеспечение кредитов. Проблема в том, что общая стоимость имущества (6,1 млрд рублей) ниже задолженности, достигающей 10,7 млрд рублей. Но потеря «Сибири», по общему мнению специалистов, крайне болезненно ударит по отрасли, что оставляет компании шанс на получение поддержки.