Россияне почувствуют улучшение ситуации в экономике в начале 2010 года, сообщил премьер-министр Владимир Путин безработным гражданам во время посещения в среду Подольского центра занятости. В администрации президента настроены еще более оптимистично. Помощник президента Аркадий Дворкович в тот же день сообщил, что «в отдельных секторах» экономики России возможно «оживление» уже во втором полугодии 2009 года.
Эти слова по тону значительно отличаются от тех, что власть озвучивала еще недавно. «Прогнозы действительно не радуют… и большинство специалистов, большинство аналитических агентств дают разные прогнозы, но они все сложные, — еще 15 февраля признавал в телеинтервью президент России Дмитрий Медведев. — И, конечно, мы должны ориентироваться на достаточно сложный сценарий развития». И для такого пессимизма были все основания. 2009 год начался для России со значительного снижения отдельных экономических показателей. Согласно данным Росстата, опубликованным 3 марта, в январе падение индекса промышленного производства по сравнению с январем 2008 года составило 16%, транспортный грузооборот — показательный индикатор промышленной деятельности — снизился на 14,7% (в том числе по железной дороге — на 32,2%), инвестиции в основной капитал упали на 15,5%.
Тем не менее эксперты признают, что с формальной точки зрения показатели, действительно, могут продемонстрировать улучшение. Но это будет вызвано тем, что они будут сравниваться с печальными цифрами осени 2008 года.
«Показатели экономики во II полугодии этого года будут выше из-за «эффекта базы»: IV квартал 2008 года был провальным, — объясняет главный экономист ИК «Тройка диалог» Евгений Гавриленков. — Если же брать состояние экономики каждого месяца по отношению к предыдущему месяцу, восстановление может начаться уже весной».
Начало восстановления будет связано и с изменением внешнеэкономической конъюнктуры на товары российского экспорта — причем не столько на энергоносители, сколько на металлы, спрос на которые будет генерировать Китай, говорят эксперты. Надежду на это дают результаты последних трех месяцев, когда, как уже писала «Газета.Ru», наблюдался некоторый рост производства стали после 40–50-процентного падения прошлой осенью.
Светлым пятном в текущем году может стать и сфера информационных технологий, полагают эксперты. Ресурсы в этой отрасли никуда не делись (в частности, на общем фоне роста безработицы падение спроса на рабочую силу программистов практически не затронуло), поэтому все дело за заказами на разработки со стороны предприятий. «Начиная с апреля-мая можно ожидать активизации крупнейших клиентов крупных IT-компаний — государственных и корпоративных заказчиков, — надеется директор по внешним связям Лиги независимых экспертов в области информационных технологий (ЛИНЭКС) Василий Буров. — Они пока не тратят деньги на развитие, но они выделены в бюджете, и, возможно, как раз с начала второго полугодия начнутся закупки».
Но подъем в отдельных отраслях общей погоды не сделает, считают эксперты. Некоторые негативные факторы только начинают действовать,
говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Во-первых, только сейчас начнется снижение потребительского спроса в торговле (еще в январе, согласно данным Росстата, рост оборота розничной торговли составил 2,4% по сравнению с январем 2008 года); во-вторых, падение инвестиций в основной капитал воздействует на динамику роста экономики с временным лагом. В итоге, по прогнозу Николаева,
падение ВВП в 2009 году даже по оптимистичному сценарию составит 7,5%, а по пессимистичному — и вовсе 15%, а оживления стоит ждать не раньше 2011 года.
«В первую очередь будут оживать те отрасли, которые первыми обвалились: металлургия, горнорудная промышленность, строительный комплекс», — считает Николаев.
Для сравнения: Минэкономразвития ожидает, что по итогам 2009 года экономика сократится на 2,2%.
Восстановление российской экономики откладывается по меньшей мере на год,
считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. Потенциально оживление может начаться в импортозамещающих отраслях, а также отраслях, ориентированных скорее на потребительский спрос, нежели на инвестиционный, предвидит он.
А Гавриленков убежден, что
настоящее оживление возможно, если будут задействованы такие факторы, как восстановление денежного обращения за счет возврата в кредитную сферу средств, в начале года задействованных в спекуляциях на валютном рынке, а также восстановление внутреннего спроса в случае, если производственники, к примеру автопроизводители, снизят цены.