Российские предприятия черной металлургии в феврале этого года по сравнению с прошлым месяцем увеличили производство стального проката на 5,3%, до 3,3 млн тонн. Существенное увеличение выпуска металлопродукции в России продолжается уже третий месяц подряд, говорится в обзоре Банка Москвы со ссылкой на данные «Металл-курьера». Цены на продукцию черной металлургии, в том числе сталь и арматуру, несколько стабилизировались по сравнению с прошлыми месяцами, когда рынок в основном фиксировал падение, отмечают аналитики. «То, что мы наблюдаем сейчас, — это в первую очередь эффект отложенного спроса: в конце прошлого года объемы производства сократились почти вдвое, уменьшилось количество металлов на складах. Сейчас же трейдеры вынуждены пополнять свои запасы», — объясняет Дмитрий Парфенов из ИК «Проспект».
Увеличение выпуска продукции отечественных металлургов произошло в основном за счет роста спроса в странах Юго-Восточной Азии, констатирует аналитик «Атона» Георгий Буженица. Как раз на днях премьер КНР заявил, что китайская экономика начинает постепенно восстанавливаться после финансового кризиса: растут потребительская активность, объемы кредитования, а также производство энергии. Китай покупает у российских производителей в основном полуфабрикаты, чугун и сталь. На КНР приходится значительная доля производства отечественных металлургов — например, у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) на экспорт в Китай идет около 15% продукции.
Благодаря девальвации рубля российские металлурги имеют внушительные конкурентные преимущества на внешнем рынке,
отмечает Парфенов. Поэтому, по мнению аналитиков Citi, производительность российских сталелитейщиков в этом году в большей степени будет зависеть именно от внешних факторов. Например, важным будет то, о какой цене на уголь и руду договорятся в марте бразильские и австралийские поставщики сырья с потребителями своей продукции.
«Если китайцы добьются существенной скидки на сырье, им окажется выгоднее производить металлопродукцию самостоятельно, чем закупать ее за рубежом, в том числе и в России»,
— говорит аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский.
Так что устойчивой положительную для наших металлургов тенденцию считать пока нельзя. Рассчитывать на рынки США и Европы не приходится: признаков коррекции там пока не наблюдается. Кроме того, в условиях кризиса многие страны идут на протекционистские меры, защищающие собственных производителей. Так, например, о намерении ввести 100-процентные пошлины на ввоз стали из-за рубежа недавно заявили американские металлурги.
Спрос на продукцию металлургии внутри России также пока оставляет желать лучшего: объемы производства основных потребителей металлопроката — машиностроительной и строительной отраслей — по-прежнему сокращаются, констатирует Буженица. Поэтому аналитики не ожидают, что рост производства металлургов будет долгосрочным — скорее всего, он продлится только до конца марта.