Google намерен принять участие в расследовании Еврокомиссией дела о нарушении конкуренции Microsoft на рынке браузеров (программ, позволяющих выходить в интернет), сообщает агентство Bloomberg. «Этому рынку не хватает конкуренции», — пишет в своем официальном блоге вице-президент интернет-гиганта Сундар Пичай.
Microsoft регулярно становился объектом преследования европейских антимонопольных органов. Еще в декабре 2007 года представители норвежской фирмы Opera подали иск в Еврокомиссию с жалобой на то, что браузер Internet Explorer (IE), выпускающийся компанией, встроен в операционную систему (ОС) Windows. Они считали, что это мешает конкуренции на рынке подобных программ. Однако расследование по этому делу затянулось. В январе 2009 года случился новый виток «браузерной войны» — с аналогичными заявлениями выступила сама Еврокомиссия. В феврале против включения IE в пакет Windows выступила американская Mozilla, выпускающая аналогичный бесплатный программный продукт Firefox.
Рынок браузеров важен для разработчиков, поскольку та компания, которой удается создать успешный продукт, получает технологическое преимущество. Эксперты отмечают, что
это жизненно важно для компаний, в бизнесе которых большую роль занимают продукты, связанные с интернетом, например для Google.
В российском офисе Microsoft эту ситуацию не комментируют.
По данным американского аналитического агентства NetApplications на декабрь 2008 года, доля IE на рынке составляла 68,5% (это на 10,2% меньше, чем в декабре 2007 года), доля Mozilla Firefox достигла 21,3% (прибавив 4% по сравнению с февралем 2008 года). Также увеличились показатели Apple, выпускающего браузеры Safari (в декабре 2008 года доля программы составляла 7,93%) и Google, который презентовал свой продукт Chrome в сентябре 2008 года, в декабре добился доли в 1,04%.
Эксперты не считают, что выступление Google резко изменит ситуацию вокруг браузеров. «Этот рынок радикально изменился по сравнению с тем, что было десять лет назад», — отмечает NYT партнер Sidley Austin Сэмюэл Миллер.
«Жалоба выглядит как защита одной конкретной компании, а не конкурентного процесса в целом»,
— считает он. «Google и Microsoft будут постоянно терзать друг друга, используя регуляторов как поле для противодействия», — считает эксперт-консультант ИК «Финам» Леонид Делицын. По его мнению, вступление Google в этот конфликт не приведет к его решению. Напротив, в период рецессии регуляторы будут либеральнее к монополистам», — уверен эксперт.
Действительно, Google и Microsoft не первый раз используют государственные органы в конкурентной борьбе. В 2006 году Google обратился к американским и европейским регуляторам по поводу того, что Microsoft продвигает своей поиск MSN через IE, но тогда ведомства встали на сторону Microsoft. Microsoft, в свою очередь, выступал против покупки интернет-гигантом рекламной компании DoubleClick и потенциальной сделки Google — Yahoo!, которая не состоялась как раз из-за отрицательной позиции американского регулятора.