Строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан обойдется дороже, чем планировалось. Как заявил гендиректор ООО «Центр управления проектом ВСТО» (структура «Транснефти») Алексей Сапсай, объем инвестиций на строительство первой очереди трубопровода увеличен с 321 млрд рублей до 390 млрд. По словам Сапсая, удорожание связано с инфляцией.
Эта индексация была предусмотрена технико-экономическим обоснованием проекта, настаивает он, и она учитывает удорожание строительных материалов.
Зато первая очередь ВСТО будет завершена в срок — к декабрю текущего года, пообещал Сапсай. В том, что стройка уложится в срок, эксперты не сомневаются. «Строительству такое удорожание не помешает, — уверен старший аналитик по нефтегазовому сектору ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. — Проект в любом случае будет осуществлен».
Однако рост стоимости экспертам совершенно непонятен. По словам Александрова, в период экономического кризиса снижаются цены на трубы, цемент, снижаются зарплаты рабочим.
«И почему на фоне общего снижения цен увеличивается смета ВСТО — объяснить сложно»,
— говорит аналитик. «Это выглядит весьма странно, тем более если учесть, что сейчас все госкомпании приняли решение сокращать свои расходы, в том числе и на инвестиционные проекты, — говорит начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — Несмотря на то что сейчас Китай предоставил «Транснефти» кредитную линию на $10 млрд, это еще не повод разбрасываться деньгами».
«Рост сметы на строительство ВСТО связан не столько с ростом стоимости материалов, сколько с недооценкой предыдущих смет», — отмечает аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. ВСТО стало настоящей проблемой для «Транснефти», напоминает он, когда выяснилось, что предыдущий подрядчик, с которым «Транснефть» впоследствии судилась, не выполнил большую часть запланированных работ. Это привело к срыву сроков и росту затрат. «Создается ощущение, что окончательный размер сметы так и будет разрастаться вплоть до завершения строительства. То есть стоимость ВСТО буквально регулируется в ручном режиме», — говорит Буньков.
«Транснефти» давно следовало бы повысить уровень прозрачности, намекает еще один эксперт рынка. «Несмотря на то что у «Транснефти» имеется международная отчетность, прозрачность этой компании значительно ниже, чем, скажем, у «Газпрома» и «Роснефти», — отмечает он. — Причем именно
в «Транснефти» непрозрачность распределения средств всегда была чересчур велика».
Впрочем, в данном случае мы можем наблюдать и аппаратные игры. «Роснефть» и лоббирующий ее интересы в правительстве Игорь Сечин пытаются провести политику частичного финансирования ВСТО из госбюджета, так как даже заемных китайских денег на окончательную реализацию проекта не хватит, — рассказывает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Таким образом, увеличение сметы проекта — это попытка надавить на Минфин с тем, чтобы выбить из него средства».
Кроме того, существует версия, согласно которой глава «Транснефти» Николай Токарев сознательно затягивает реализацию проекта ВСТО.
«Дело в том, что Токарев более ориентирован на северо-западный нефтепровод БТС-2, и он серьезно конкурирует с ВСТО,
— говорит политолог. — А на два проекта сразу российской нефти может и не хватить. Победит труба, которую запустят раньше. Так что не исключено, что, увеличивая смету, сама «Транснефть» снижает шансы ВСТО».