К 2020 году Россия должна увеличить вылов биоресурсов в два раза и довести его до 6,5 млн тонн, а производство рыбной продукции увеличить до 5,2 млн тонн. Это предусматривает «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года», которую в пятницу одобрила комиссия под руководством вице-премьера Виктора Зубкова.
В результате через десять лет доля отечественной рыбопродукции на российском рынке вырастет с 67% до 85%, а каждый гражданин страны ежегодно будет потреблять в среднем 28 кг рыбы, то есть больше, чем в 1990 году. На закате советской эпохи среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции составляло 20,3 кг, на нее приходилось 40% от общего потребления мяса, птицы и рыбы (рекомендуемый Академией медицинских наук России объем потребления рыбы составляет 23,7 кг).
Но к середине 1990-х годов рыба почти исчезла из рациона россиян. В 1995 году среднестатистический гражданин России съедал ее лишь 9 кг в год. В 2006-м — лишь на 3 килограмма больше.
О том, что эту цифру надо удвоить лет за пять-шесть, глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил еще в 2007 году. Таким образом, теперь эти планы отодвинуты на более поздний срок.
Добиться их реализации правительство намеревается в три этапа. В течение первого, который продлится до 2012 года, правительство хочет лишь создать условия и предпосылки для развития конкурентных преимуществ отечественного рыбохозяйственного комплекса. Второй этап, с 2013 по 2017 годы, уже будет включать в себя широкомасштабную модернизацию и техническое перевооружение предприятий, а также внедрение высокотехнологичных производств. И лишь после этого, по мысли создателей стратегии, отечественная рыбная отрасль сможет выйти на лидирующие позиции среди ведущих мировых рыбопромышленных держав.
Россия за это время должна построить около 600 судов для отрасли, в том числе крупных добывающих, чтобы могли вести промысел не только в своей экономической зоне, но и в открытых районах Мирового океана.
«На сегодня мы уже имеем подтвержденные заявки на проекты, причем уже с утвержденными бизнес-планами, почти на 7 млрд рублей, — заявил на заседании комиссии Крайний. — Речь, в частности, идет о строительстве пяти холодильников нескольких современных судов, рыбных заводов». Но этого явно недостаточно для реализации амбициозных планов, говорят сами рыбаки.
Удвоение уловов за десять лет дважды происходило в недавней истории нашей страны. Первый раз — в 50-е годы, второй раз — в 60-е. Но это было возможно лишь благодаря массированному государственному участию, когда весь СССР решал задачи сооружения флота и строительство береговой инфраструктуры, вспоминает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. «Какую помощь бизнесу сейчас оказывает правительство?» — задается вопросом он.
«Государство в этом году планирует оказать помощь бизнесу, занятому в отрасли, лишь на сумму приблизительно в 1 млрд рублей (около $30 млн). Включая чуть больше 300 млн рублей (или около $10 млн) на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданных на капитальные расходы, в частности строительство судов. При том, что современное рыболовецкое судно в среднем стоит $25–30 млн», — говорит Зверев.
Планам правительства может помешать и принятый в январе в первом чтении Госдумой проект техрегламента на пищевую продукцию из водных биоресурсов, заявили на комиссии представители отрасли. По их мнению, он создает излишние бюрократические барьеры, в нарушение закона «О техническом регулировании».
«Если закон будет принят, предприятиям, которые работают десятки лет в этой индустрии, придется заново проходить регистрацию своей производственной площади. Тем более, что у органов появляется возможность выдачи временного регистрационного номера. Это ведет к росту мздоимства в рыбной отрасли, которая и сейчас не является образцом некоррумпированности», — говорит Зверев. Сейчас, по его словам, предприятия отрасли и так вынуждены получать 511 разрешений в 32 контролирующих ведомствах.
«Проект не совсем стыкуется с федеральным законом «О техническом регулировании», требуя регистрации объекта производства. По закону регистрация должна проходить либо продукции, либо процесса», — соглашается председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров. «Но, с другой стороны, регистрация производителя — это принятая практика в ЕС и других странах», — отмечает эксперт. «Это правильная мера, особенно в том бизнесе, где так развито браконьерство. Я вообще не понимаю, чего производствам, которые работают десятки лет, опасаться», — вторит ему председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.