Российским гражданам следует приготовиться к резкому подорожанию продуктов питания. Об этом предупредили участники международного саммита лидеров продовольственного рынка, прошедшего на прошлой неделе в России.
«Дешевых продуктов, которые были еще в октябре — ноябре прошлого года, теперь не будет», — заявил председатель координационного совета Союза независимых сетей России (НСР) Олег Пономарев. Согласно его расчетам, только в первом квартале цены на продукты питания могут вырасти на 6–7%, а по итогам года подорожание может превысить 20%. «По грубой оценке, к концу года рост составит 30%», — назвал еще более неприятную цифру корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор компании Business to Business Conference Group, хозяина проходившего саммита, Алексей Филатов. «Рост цен будет значительным, по итогам года в лучшем случае он будет 25%, в худшем — 45%», — разделяет эту точку зрения председатель правления компании «Холидей» Сергей Степанов.
«Наибольшее повышение цен будет на импортные товары. Верхняя граница повышения цен составит 40–50%»,
— еще более категорична руководитель по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан» в России Мария Курносова.
Ритейлеры называют несколько причин такого роста цен. Первая — девальвация рубля, которая приводит к подорожанию импорта, о чем подробно писала «Газета.Ru». Играют роль также наличие большого числа посредников между производителями и торговлей, а также меры, которые власти ряда субъектов принимают по ограничению поступления на рынок продукции из других регионов. Но
главным фактором, с точки зрения сетей, является рост цен производителей. «На сегодняшний день мы имеем последнее дешевое яйцо и дешевую курицу»,
— убежден Пономарев. «С Нового года объективно растут издержки, не зависящие от нас, производители присылают новые цены, в частности на колбасу и мясную продукцию, и предупреждают о дальнейшем росте цен», — объяснил он. «Процесс повышения цен на отечественную продукцию неизбежен. Во-первых, в некоторых продуктовых категориях отечественные товары изготавливаются на основе импортного сырья, которое, соответственно, дорожает из-за девальвации рубля. Во-вторых, не редкость, к сожалению, когда отечественные производители, видя, что конкурирующая импортная продукция подросла в цене, повышают и свои закупочные цены. Сейчас мы, например, получили предложение о повышении цен от «Вимм-Биль-Данна», «Юнимилка», «Лактиса», «Лен.Обл.Молока», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора по закупкам направления food компании «Лента» Игорь Лукашкин.
Сами же сети, утверждают их представители, работают на грани рентабельности. «Сети — не враги, которые окружили покупателя ужасными ценами. Они максимальным способом хотят сохранять цены, так как они живут за счет ассортимента, качества обслуживания и уровня цен», — убеждает Филатов.
По словам генерального директора копании «Лента» Алексея Борброва, средняя наценка в крупных сетях составляет от 18 до 20%. Чистая прибыль — около 3%.
Однако производители опровергают утверждения о том, что это они повинны в росте цен в магазинах. «На молоко и молочные продукты мы цены не повышали. Последнее повышение было в октябре, и оно имело сезонный характер. С 20 февраля мы установим новые, более высокие цены лишь на узкую цепочку немолочного детского питания, где используются импортные ингредиенты», — собщила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Юнимилк» Юлия Гончаренко. «Мы не планируем повышать цены в ближайшее время. Лишь только ближе к осени можно будет говорить о сезонном подорожании», — добавляет она.
Напротив,
производители обвиняют торговцев. «Сети сейчас ведут себя как настоящие агрессоры. Договорная кампания на 2009 год зашла в тупик. Сети в ультимативном режиме требуют на десятки процентов от условий 2008 года увеличить бонусы и кредиты; за каждый чих — штрафы 100% от заказа»,
— рассказал «Газете.Ru» представитель одного из крупных мясоперерабатывающих комбинатов. «Сети, в частности бренды, принадлежащие «Группе Х5», «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», представили поставщикам продукции новые договора на 2009 год, в которых существующие условия пересмотрены в сторону, значительно ухудшающую положение поставщиков», — привел он пример.
«Последние два-три года экономика работы производителей с сетями была очень низкой, но мы мирились с этой ситуацией, рассчитывая увеличить долю на рынке. Производителям приходилось это терпеть, поскольку сети декларировали, что вся остальная розница ориентируется на ассортимент и цены именно сетевого канала», — рассказал «Газете.Ru» источник на еще одном пищевом предприятии.
«Несколько лет на рынке присутствовал стремительный рост, который расслабил сетевиков. В частности, они позволяли себе жесткие отношения с производителями. Ритейлеры диктовали цены, маржу, в системе отношений было большое количество условий по логистике и рамок на бонусы», — вынужден согласиться Филатов.
В нынешних условиях
сети должны не просто сокращать маржу за продажу или вхождение товара на рынок, а полностью пересматривать структуру отношений с производителями, считают эксперты. «Иначе при тех наценках, которые существуют, предприниматели просто не понесут товар в сеть»,
— полагает председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков.
Фактически потребитель расплачивается за политику, которую проводило правительство в секторе торговли. Спор идет между крупными производителями и крупными продавцами, которые меряются силами в отсутствие конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса.
«Развивая розницу, у нас душили малый бизнес. Крупным сетям было выгоднее покупать у импортеров, потому что отечественный производитель был в основе своей мелкий или средний»,
— отмечает депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. «Сейчас в России не сформирована цепочка «малый производитель — малый продавец». Всё собой заместили сети. На данный момент всем понятно, что в сетях масса изъянов.
Сети, отправляясь в регионы из центра, тащили за собой поставщиков, убивая местные системы поставки продукции. Они разоряли систему поставки»,
— подтверждает Хандриков. «Это поставило покупателя и отечественного производителя в автоматическую зависимость от монопольной роли сетей и, в свою очередь, от импортной продукции. Рост цен, который мы увидели и увидим в магазинах вследствие удешевления рубля, станет прямым следствием этой политики», — говорит Дмитриева.