«По данным мониторинга, мы выявили 251 компанию (включая крупнейшие), работающую в рознице, все они нарушают антимонопольное законодательство, — заявил в четверг глава ФАС Игорь Артемьев. — В ближайшие две недели против всех этих компаний примерно в 50 регионах будут возбуждены дела». Недовольство антимонопольной службы вызвали цены на бензин. Литр топлива Аи-95 не должен стоить дороже 19 рублей, убежден Артемьев. Если бы не кризис, ФАС, по его словам, действовала бы решительнее.
«Как только мы начинаем трогать нефтяные компании, начинают кричать о том, что мы режем курицу, которая несет золотые яйца, и если ее зарежут, то бюджет останется совсем без денег», — поясняет глава ведомства.
В компаниях традиционно говорят, что ничего не нарушают. «Мы действуем в соответствии с законодательством и рыночной конъюнктурой», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. В «ЛУКойле» сказали, что при ценообразовании компания руководствуется отнюдь не монопольным положением, а конъюнктурой рынка.
Похоже, дело действительно в конъюнктуре. Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша обратил внимание на то, что сейчас начали расти оптовые цены на бензин. По его словам, после того, как были снижены экспортные пошлины на нефть, продавать ее за рубеж стало выгоднее, и оптовые цены на внутреннем рынке пошли вверх.
Характерно, что
раньше компании объясняли высокие внутренние цены, наоборот, непосильными экспортными пошлинами: правительство снизило их не сразу, когда нефтяные котировки рухнули и поставки за рубеж оказались едва ли не убыточны.
В декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин объяснял в телеэфире, что нефтяники пытаются компенсировать эти потери за счет внутреннего потребителя. «За счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет (в виде налогов и пошлин, которые платят нефтяные компании. — «Газета.Ru») и перераспределяем среди тех, кто остро нуждается», — сказал Путин.
«Сейчас пошлины приведены в соответствие с мировыми ценами на нефть, но бизнес — это получение максимальной прибыли, поэтому нефтяные компании и стараются получить ее по максимуму, — объясняет Аркуша. — И при помощи административных рычагов заставить бизнесменов поступиться прибылью не удастся». Таким образом,
независимо от уровня мировых цен, пошлин и налогов российский потребитель меньше платить не будет, и никакая ФАС здесь не поможет.
Может быть, нужно еще снизить налоговую нагрузку на нефтяников. На днях глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов сообщил, что компании направили предложение в правительство уменьшить ее на $10 млрд в год. И тогда наконец нефтяники найдут деньги, чтобы строить современные нефтеперерабатывающие заводы в России. «Пока мы из одной тонны нефти получаем 200 литров бензина, а не 600, как в Америке, бензин в России будет оставаться дорогим», — полагает Аркуша.