Авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7) отказалась от покупки 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner, говорится в официальном сообщении компании. Исходя из текущей стоимости самолетов, эксперты оценивают расторгнутую сделку в $2,4 млрд. Это первый столь крупный отказ от поставок Boeing 787, он может существенно ударить по компании, получившей в четвертом квартале 2008 года убытки в $56 млн.
Впрочем, отказ «Сибири» от «самого красивого самолета», как его называл гендиректор авиаперевозчика Владислав Филев, не окончателен. «S7 сохраняет заинтересованность в эксплуатации 787 Dreamliner и в данный момент рассматривает возможности получения лайнеров по лизинговой схеме и в более ранние сроки, для чего проводятся переговоры с рядом лизинговых компаний», — говорится в официальном письме. В официальном сообщении компания Boeing заявила, что рада, что S7 сохраняет интерес к приобретению новейших самолетов 787 Dreamliner с использованием лизинговых схем.
Возможно, Сибирь действительно просто хочет ускорить получение самолетов. Boeing представила Dreamliner летом позапрошлого года. Первый полет лайнера намечался на 2007 год, а ввод воздушных судов в коммерческую эксплуатацию — на 2008-й. Однако выпуск и поставки «лайнера мечты» вовремя не произошли. Технологические трудности с постройкой новой модели усугубились 58-дневной забастовкой работников корпорации в сентябре — октябре 2008 года.
Сейчас программа по выпуску самолета опаздывает почти на два года — до первого квартала 2010 года. Согласно очередности российский перевозчик должен был получить лайнер не раньше 2014 года, но задержки выпуска могли еще более затянуть этот срок.
Но эксперты считают, что дело не просто в затянувшемся ожидании. S7 подтолкнуло к отказу от 15 авиалайнеров «затягивание сроков поставки самолетов со стороны производителя, недоступность и значительное удорожание лизинга, а также неуверенность компании в востребованности новой техники в будущем», перечисляет причины аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Ленар Хасизов.
К тому же авиакомпания отягощена большими долгами. «3 февраля наступает срок погашения облигаций. Денег у компании мало и сейчас встает вопрос о самом существовании S7, ведь надо платить за офис, платить за топливо и так далее, поэтому
долгосрочная программа обновления своего воздушного флота, рассчитанная до 2014 года, уже не играет никакой роли. Только устойчивые компании могут делать такие далекие планы, «Сибирь» же таковой не является»,
— разъясняет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно. Да и значительное удорожание доллара делает все более проблемной окупаемость техники. Возможно, при этом Boeing потребовал предоплату и S7 Airlines просто не нашла денег, добавляет эксперт.
Если Boeing потребовал предоплату, то тогда ход авиакомпании вполне логичен, соглашается аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Но в противном случае, по его мнению, отказ S7 от поставок в период после 2014 года выглядит все же весьма странным. Проблемы у «Сибири» носят локальный сиюминутный характер, поэтому можно предположить, что за этими событиями скрывается что-то более существенное, чем просто отсутствие денег в данный момент, соглашается аналитик ИК «Центринвест» Андрей Рожков.
«Возможно, отказ Сибири связан с тем, что собственники и менеджеры компании намерены развивать S7 в другом ключе. Может быть, они рассматривают вариант с продажей компании или объединения ее с конкурентом. Несмотря на то что владельцы заявляли о том, что им с «Аэрофлотом» не по пути, нельзя полностью отрицать объединения и с этим игроком на рынке авиаперевозок», — полагает эксперт.