Евросоюз должен оказать финансовую помощь для строительства Nabucco, заявил премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань на проходящем в Будапеште саммите, где обсуждались перспективы этого газопровода. «Это больше, чем бизнес-проект, он должен восприниматься как основа европейского суверенитета и стабильности, — сообщил он. – По крайней мере, на начальной стадии он должен финансироваться из источников Европейского союза, за счет его капиталов и займов, через бюджет ЕС и различные организации». Более того, по словам венгерского премьера, ЕС должен выделить как минимум 200–300 млн евро в качестве безвозмездной суды.
На Nabucco явно рассчитывает и Болгария, заявившая, что намерена ежегодно закупать 1 млрд кубометров газа у Азербайджана, а это возможно только при использовании данного газопровода.
При этом непонятно, что будет с российскими поставками (сейчас Россия поставляет в Болгарию 3,5 млрд кубов в год): «Газпром» ситуацию комментировать отказался.
Проект Nabucco — основной соперник российских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» (все проекты нацелены на газообеспечение Европы), и, судя по всему, ЕС склоняется к тому, чтобы сделать на него ставку. Впрочем, значимость этой трубы не стоит преувеличивать. Так, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев в эфире телемоста Москва — Баку — Тбилиси, посвященного обсуждению этого проекта, напомнил:
Европа потребляет в год 700–800 млрд кубометров, в то время как проектная пропускная способность Nabucco — лишь немногим более 30 млрд кубов. «Этот проект не меняет ничего в общей конфигурации потребления в Европе,
— подчеркнул эксперт. — Он привлекателен в первую очередь для Балканских стран, куда затруднительна доставка газа, поступающего из России, а также для Грузии, которая может получать дополнительные дивиденды за транзитные услуги».
Правда, если первым будет введен в строй именно Nabucco и Европа окажет ему поддержку, это может привести к ряду крайне неприятных для России последствий. «Начнут реализовываться ряд смежных и аналогичных проектов, которые в совокупности оттянут на себя уже значительную долю поставок, — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Кроме того,
если Nabucco будет успешен, к нему может присоединиться Казахстан, и в этом случае можно будет забыть о нашем проекте Прикаспийского газопровода.
Дело в том, что эта труба должна соединить Туркмению, Казахстан и Россию, а если Казахстан переключится на Nabucco, «Прикаспий» ему будет уже ни к чему».
Тем не менее эксперты полагают, что опасаться России, по большому счету, нечего. «За счет Nabucco лишь некоторые европейские страны смогут снизить свою зависимость от России. Но не стоит забывать, что в то же время будет расти потребление газа, поэтому Nabucco скорее будет дополнять, а не заменять российские поставки, — рассказывает аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — Кроме того, у этого проекта есть ряд существенных недостатков: это недостаток финансирования и, самое главное, недостаточная ресурсная база».
Вопрос, кто же все-таки будет заполнять Nabucco, так окончательно и не решен. Наиболее привлекательным поставщиком с точки зрения запасов газа выглядит Иран, но именно эту страну Европа к трубе и не допустит,
не сомневаются эксперты. Дело в иранском лидере Ахмадинеджаде, которого в ЕС очень не любят. «А пока вопрос с ресурсной базой не решен, никто не будет вкладывать деньги в проект, — говорит Абзалов. — Nabucco уже один раз переносили, скорее всего, перенесут и еще раз». «Думаю, страны придут к решению, что трубопровод строить все же необходимо, но со сроками строительства в ближайшее время определиться не смогут», — соглашается Буньков.
Разговоры о Nabucco в очередной раз активизировались из соображений, скорее, политических: Европа хочет лишний раз попугать «Газпром». «А ряд стран, например Болгария и Румыния, рассчитывают еще и получить от «Газпрома» компенсацию за недопоставки, вызванные российско-украинским конфликтом, — говорит Абзалов. — В любом случае опасаться России нечего, нас поддерживают «локомотивы» ЕС — Германия, Франция и Италия, которые заинтересованы именно в российских газопроводных проектах».