Статистика отмечает сокращение производства почти всех видов алкогольной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Выпуск водки и ликероводочной продукции сократился на 7,6%. Виноградного вина 118 винзаводов страны произвели 35,1 млрд дал, это на 0,8% меньше, чем в позапрошлом году. Даже выпуск пива уменьшился на 0,6%.
Отрицательная динамика у компаний, в том числе и у лидеров рынка, наметилась осенью 2008 года. По данным Росстата, в октябре снижение по водочной отрасли превысило 15%, в ноябре — уже 19,4%. Тяжелым стал для производителей виноводочной продукции и декабрь. Выпуск водки и ликероводочных изделий в прошлом месяце был на уровне 11,8 млн дал, на 21,1% меньше, чем в декабре позапрошлого года. Крупное снижение производства в предновогодний период было зафиксировано и в винной индустрии.
По данным Росстата, санкт-петербургское ЗАО «Игристые вина» в декабре сократило производство на 25,4%. Детчинский завод, расположенный в Калужской области, — на 12,5%. Резкое падение производства виноградного вина отмечено на юге России. Так, винзавод «Ставропольский» выработал 35,7 тыс. дал, что на 78% меньше, чем за аналогичный период 2007 года.
Казалось бы, можно только радоваться, что россияне стали меньше употреблять горячительных напитков и трезвость стала нормой жизни. Однако на самом деле это не так, говорят эксперты.
Падение производства алкоголя стало прямым результатом событий в сфере экономики, которые переживает вся страна.
Кризис стал причиной задержки платежей торговых сетей дистрибуторам и по цепочке — производителям. «Производители же обязаны заплатить акциз в момент отгрузки, поэтому это оказывает давление на заводы, которые вынуждены в таких условиях сократить поставки»,
— объясняет заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Другим фактором стал всплеск инфляции в середине 2007 года. «Из-за этого произошел отток спроса из среднего ценового сегмента вина, которое подорожало. Приличным российским заводам пришлось сокращать производство уже в конце первого полугодия 2008 года»,
— говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Однако если тогда был крепкий рубль и было выгодно импортировать вино и виноматериалы (внутреннее производство обеспечивает лишь 32% рынка России), то теперь с удешевлением рубля импортные вина также становятся не по карману простым гражданам.
«У наших покупателей заметно увеличилось потребление вин низкого ценового сегмента. В сети магазинов «Лента» рассматривают изменение структуры ассортимента вина в сторону увеличения доли низкого и среднеценового сегмента», — отмечает категорийный менеджер направления «Напитки» компании «Лента» Михаил Гаврилов.
О том же говорят и производители. Как сказала «Газете.Ru» представитель ООО «Велес» из Кабардино-Балкарской республики Сабина Ананян, продажи столовых вин сократились, а водки, относящейся к среднему ценовому диапазону, так называемому эконом-классу, — остались на том же уровне. Продажи водок премиум-класса снизились.
«Если раньше росли доходы населения и рынок двигался вверх, то сейчас ситуация диаметрально противоположная», — констатирует Добров. «Премиализация рынка закончилась. Во всем мире будут потреблять более дешевые и более высокоградусные напитки», — соглашается Дробиз.
В России это грозит перерасти в беду, которая на протяжении последних лет постепенно сходила на нет, — увеличение потребления нелегальной виноводочной продукции. Это уже происходит. «Несмотря на сокращение производcтва, пить меньше не стали», — говорит Добров.
«Алкогольная продукция дешевле не становится, ведь растут акцизы и издержки. Только 48–49 рублей в бутылке водки составляют акциз и НДС.
Цена легальной водки вплотную подошла к уровню 100 рублей за пол-литровую бутылку. Однако сейчас лишь 50% покупателей готовы платить выше этой цены.
То есть доля рынка нелегальных крепких спиртных напитков с существующих 30% может вырасти до 50% в будущем году», — говорит Добров.
В сегменте легких алкогольных напитков ситуация схожая. «Общий объем потребления вина остался на прежнем уровне.
Потребитель уходит из среднего ценового сегмента, покупают же все больше вино из пакетов за 50 рублей, тогда как оно просто-напросто не может стоить меньше 70 рублей»,
— замечает Дробиз. «Подорожание ввозных виноматериалов, а также импортного бутилированного вина, вызванное удешевлением рубля, вызовет разгул фальсификата. Если в 2008 году на нелегальную продукцию приходилось 30% общей доли рынка, то в нынешнем году эта доля может составить 40%», — резюмирует эксперт.