Закон, который позволит изымать у граждан земли, нужные для проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС ) в 2012 году, принят накануне Госдумой в первом чтении.
Документ упрощает процедуру изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. С их владельцами предлагается заключать соглашение, в котором будут определены границы участков и их выкупная цена, которую назовет государственная экспертиза.
Законопроект сделан по аналогии с так называемым «олимпийским законом»,
регламентирующим изъятие участков в Сочи для проведения и подготовки Олимпийских игр 2014 года. Точно так же как и сочинский, новый закон использует нормы Земельного кодекса РФ, подчеркивает юрист юридической фирмы Tua Gratia Алена Макарова, которые предполагают изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях.
Однако приморский закон, по мнению экспертов, намного сильнее ущемляет интересы землевладельцев.
В сочинском законе были более подробно прописаны положения об оценке изымаемых объектов недвижимости, отмечают они. «По сути, положения этого законопроекта настолько жестки, что не оставляют лицам, у которых изымаются земельные участки, какого-либо выбора, — комментирует законопроект руководитель практики «Инвестиционные проекты» коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Алексей Гуров. — Процедура изъятия выстроена таким образом, что при несогласии гражданина с условиями выкупа принадлежащего ему земельного участка следует судебное решение, подлежащее немедленному исполнению. Фактически это делает любое обжалование бессмысленным».
Основные проблемы этого проекта, так же как и сочинского, эксперты видят в процедуре оценки участков. В приморском законопроекте процедура оценки описана крайне скупо, поэтому может возникнуть множество проблем, отмечают они. «Принцип «рыночная цена выкупа» следует признать справедливым, — комментирует законопроект юрист компании «Григорьев и партнеры» Никита Федоров. — Но как оценка земли будет реализовываться на практике, сложно сказать. В Сочи был этап, когда на уровне нормативных актов вводился ограниченный набор оценщиков, а
это крайне порочная практика, так как оценщик из круга «допущенных» дает предвзятую оценку, а альтернативы ей нет».
«Этот проект нарушает и отменяет сразу целый ряд законов и существующих процедур: от государственного кадастра до жилищного кодекса, — убежден председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению Дмитрий Катаев. — В таком виде ущемляются права граждан и приморским властям предоставляется раздолье для мошенничеств и принятия клановых решений». Так, например, документация по планировке территории для размещения объектов АТЭС согласно этому закону утверждается без проведения публичных слушаний,
изъятие земель властями допускается при отсутствии документов территориального планирования, то есть сначала будут изымать удобные властям куски земли, а строить там вообще можно не начинать.
Разрешение на строительство объектов благодаря этому закону может быть выдано при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы, что лишает процедуру экспертизы смысла, обращает внимание юрист. О принятом решении об изъятии земельных участков собственники будут уведомляться только после принятия указанного решения.
К тому же не очень понятно очерчена область действия закона. В нескольких пунктах его полномочия ограничены островом Русский, где пройдут основные мероприятия саммита, а в остальных говорится обо всем Приморском крае.