Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев подписал приказ, регламентирующий деятельность так называемых «виртуальных операторов» (MVNO). Как говорится в сообщении министерства, которое цитирует «Прайм-ТАСС», в условиях замедления роста абонентской базы приход MVNO позволит охватить сотовой связью новые слои пользователей.
Виртуальный оператор не имеет собственной сети. Он арендует частоты у оператора реального, покупая у него трафик по оптовой цене. Потребители получают от MVNO множество сегментированных тарифов; сам такой оператор живет за счет разницы оптовых и розничных цен на трафик и высокой цены звонков другим операторам. В Западной Европе и США существует множество таких операторов. Так, британский MVNO O2 известен, в частности, тем, что его рекламу можно увидеть на майках лондонского футбольного клуба «Арсенал», а также в названии ледового дворца в Берлине.
В России уже предпринимались попытки создания виртуальных операторов. В 2007 г. ритейлер «Евросеть» запустил проект MVNO в Приволжском федеральном округе. Однако популярности этот проект не снискал — услугами «Евросети» как оператора пользуются лишь несколько тысяч абонентов. В ноябре 2007 г. о проекте запуска четырех виртуальных операторов до 2012 г. объявила компания Effortel. Эксперты тогда скептически относились к перспективам MVNO, считая, что до 2010–2011 гг. операторы не будут торговать трафиком, а без этого нормальная работа виртуального оператора невозможна.
В декабре 2008 г. совместный тариф «А-Мобайл» запустили МТС и сеть гипермаркетов Auchan. И представители оператора, и представители ритейлера отмечали, что этот проект — еще один шаг в направлении создания полноценных операторов.
«Проект развития MVNO – один из приоритетных для компании, мы рассматриваем его как одну из точек роста для компании», — сказала пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова. Тем не менее Аристова считает, что говорить о том, решит ли проект проблемы потенциальных виртуальных операторов, рано.