Продавцы сделали шаг навстречу аграриям. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) вместе с Союзом независимых сетей России приняли положение «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети», где говорится, что ритейлеры будут стремиться к заключению прямых договоров с сельхозпроизводителями, минуя посреднические организации. Документ обязателен для всех сетей, входящих в АКОРТ и союз.
Представители сетей также в обязательном порядке отказываются от ряда условий, ранее мешавших аграриям получить доступ на полки магазинов. Теперь сельхозпроизводители не обязаны предоставлять сетям гарантии маржинальной доходности, компенсировать потери, связанные с хищениями в торговых объектах, вносить плату за изменение и расширение товарного ассортимента. Также
ритейлеры откажутся от платы за предоставление услуг по обеспечению входа в сеть (входной бонус). Теперь производителям не нужно будет платить за присутствие на полках магазинов
— участников АКОРТ и союза. Также они не будут оплачивать услуги работников, выкладывающих товары на полки, и предоставление информации об открытии сетью новых магазинов. Ритейлеры больше не смогут требовать дополнительной оплаты за замену продукции, имеющей низкий уровень продаж, и многое другое.
Еще сети обязуются предоставлять скидки на услуги по размещению рекламных изображений. Аграрии получат преимущественные права на участие в промоакциях сетей, а также на производство для сетей товаров под собственными торговыми марками ритейлеров.
Впрочем, подобные послабления и преференции получат далеко не все аграрии. «Эта мера коснется не крупных федеральных производителей, а небольших и средних, преимущественно региональных, то есть тех, кому сложно попасть в сети.
Лишь те, кто производит небрендированную продукцию, смогут пользоваться этими привилегиями», — комментирует это положение замдиректора Союза независимых сетей России Роман Красноруженко.
К подобному типу продукции относятся, например, все товары, которые продаются вразвес: «крупы, сахар, соль, мед, мясо и многое другое», поясняет исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский.
На таких мерах давно настаивал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Еще год назад он заявлял о необходимости штрафовать ритейлеров за установление так называемых «входных билетов» в сеть для поставщиков продукции. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также в 2007 году заинтересовалась бонусной пропускной системой торговых сетей. Было даже возбуждено дело в Красноярске, которое, правда, сошло на нет. Теперь ритейлеры под давлением властей все-таки решили пойти на некоторые уступки сельхозпроизводителям. «Это те вещи, против которых уже давно выступали. Борьба эта шла на всех уровнях. Сейчас они приняли этот закон потому, что боятся антимонопольных структур и Гордеева», — рассказывает координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса Илья Хандриков.
Однако представители ритейла продолжают заверять, что давление извне не повлияло на их решение. «Это добровольная инициатива сетей», — рассказывает Белоновский. «Традиционно принято противопоставлять производителей сетям. Мало кто задумывается, что нам выгодно работать с поставщиками, с производителями. Так и с этим положением, о котором мы уже говорили очень давно, просто оно вышло только сейчас», — подхватывает пресс-секретарь сети магазинов «Лента» Светлана Афанасьева.
«Эта мера поддержит отечественного производителя. Также это серьезный шаг для снижения цен на сельхозпродукцию в магазинах участников данной программы»,
— говорит Красноруженко. «Выиграет мелкий сельский производитель, в сетях установится справедливая цена на аграрную продукцию», — подтверждает Белоновский.
Независимые эксперты тоже рассматривают этот шаг как положительный. «Это очень позитивная мера. Наши сети адаптировали все эти западные стандарты, типа «входа в сеть» в России, но адаптировали в самом худшем виде», — говорит Хандриков. «Однако это только маленький шажок в сторону защиты прав потребителей», — продолжает он. К тому же не вполне альтруистический.
«Это реклама ритейлерам, чтобы получить помощь со стороны государства, когда другие, например небольшие магазины, представляющие малый бизнес, в ней нуждаются больше»,
— рассказывает эксперт.