Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) чистая прибыль «Аэрофлота» за девять месяцев составила $152 млн, упав на 56,8% к аналогичному периоду прошлого года. При этом консолидированный доход вырос на 27,8%, а операционные расходы увеличились на 42,5%. Как объясняет заместитель генерального директора по финансам и планированию «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, снижение чистой прибыли связано с резким ростом цен на авиационное топливо. Этот пункт составляет больше трети расходов.
Прогнозы по итогам года группа «Аэрофлот» пересматривает почти ежемесячно.
По последним данным, ожидается снижение чистой прибыли компании к концу 2008 года в 3,7 раза до $85 млн.
Но следует учесть, что с августа цены на нефть снизились примерно на 45%, что привело к стабилизации стоимости авиакеросина. «Прогноз достаточно консервативен, в четвертом квартале в отчетах отразится изменение цен на авиаГСМ — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. — Итоговая прибыль может оказаться выше прогноза».
«Аэрофлот», как ожидается, в числе других транспортных компаний войдет в список системообразующих предприятий, которые получат антикризисную помощь от государства. Правда, по мнению руководства компании, условия кредитования в рамках господдержки ничем особо не отличаются от обычных. «К заемщикам предъявляются те же самые требования, и никакого золотого дождя здесь нет», — цитирует «Интерфакс» Полубояринова. Он отметил, что условия, на которых работает «Аэрофлот» с Газпромбанком, выгоднее тех, которые предполагались в рамках господдержки, — ставка ниже 15%.
Но несмотря на госпомощь и относительную стабильность компании, «Аэрофлот» намерен сократить часть дополнительных расходов. В частности,
«Аэрофлот» прекращает переговоры с частными акционерами S7 («Сибирь») о выкупе их пакетов. «Мы проанализировали финансовое состояние «Сибири» и решили, что объединяться не с чем», — отметил Полубояринов.
Эксперты затрудняются оценить такой шаг «Аэрофлота». С одной стороны, на «Сибири» действительно «висит» множество долгов. Но, с другой, эксперты уверены, что о долгах и финансовом состоянии компании «Аэрофлот» знал еще до начала переговоров. Как уже писала «Газета.Ru», руководство национального перевозчика настаивало на объединении компаний для консолидации внутренних перевозок и вывода отрасли из кризиса. Один из игроков рынка предположил, что переговоры с частными акционерами шли неудачно и «Аэрофлот» отказался от актива в тот момент, когда понял, что купить его не удастся.
Однако от планов расширения бизнеса «Аэрофлот» не отказывается, сейчас они связаны в первую очередь с Европой. Компания ожидает открытия тендера по приватизации «Чешских авиалиний». Помимо этого «Аэрофлот» может стать управляющей компанией для венгерской Malev,
в случае если Внешэкономбанк станет ее собственником. Соответствующие переговоры с нынешним владельцем 49% акций — структурой Бориса Абрамовича сейчас ведутся. При этом перевозчик не претендует на владение Malev, обладающей долгами примерно на 200 млн евро.