Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Системообразующие подтягиваются к карману

На этой неделе правительство объявит, какие компании попадут в список системообразующих и смогут рассчитывать на государственное финансирование

На этой неделе правительство объявит, какие компании попадут в список системообразующих и смогут рассчитывать на государственное финансирование. В наиболее выигрышном положении, как обычно, оказались нефтяники. Впрочем, денег на всех в любом случае не хватит.

В ближайшие два дня будет окончательно сформирован список крупнейших предприятий, которые получат государственную поддержку, сообщил в понедельник премьер-министр Владимир Путин на заседании кабинета. «Это будет 300, может быть, 400 компаний, а в целом по стране, с учетом регионов, эта мера должна охватить 1,5 тыс. предприятий», — добавил премьер. Таким образом, в программе господдержки будут задействованы как федеральный бюджет, так и бюджеты регионов.

Некоторые подробности известны уже сегодня. Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в кабинете министров, Минэкономразвития представило в правительство документ, согласно которому

в список системообразующих предприятий, которым будет помогать государство, должны быть включены 29 компаний транспортной отрасли, 11 нефтегазовых предприятий и 9 компаний связи.

Кроме того, как отметил вице-премьер Игорь Сечин, будет оказан помощь энергокомпаниям. Причем не только государственным, но и частным. Минэкономразвития сообщает, что перечень еще не закрыт, и может уточняться.

Помимо собственно перечня министерство представило в правительство и план мер по поддержке компаний. В него включены: кредитование (госгарантии, субсидирование процентных ставок), реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, протекционистские меры (таможенно-тарифная политика) и социальные программы. Список предприятий и план господдержки должны быть утверждены правительством 23 декабря.

Денег на всех явно не хватит. Например, энергетики уже просили у государства льготные кредиты на $50 млрд. В ответ госкомпаниям уже была обещана поддержка в размере 146 млрд рублей (около $5,4 млрд).

Частным компаниям пока никто ничего не обещал, но с учетом их инвестпрограмм, по оценке аналитика ИК «Совлинк» Екатерины Трипотень, им необходимо порядка $20 млрд. «Я думаю, они смогут получить господдержку примерно на треть суммы, учитывая потенциально возможное снижение инвестпрограмм, корректировку сроков их ввода на год-два, а также тщательный подход властей к отбору проектов для поддержки, — говорит эксперт. — Оптимальной формой помощи являются «длинные» кредиты госбанков на льготных условиях».

Еще хуже ситуация обстоит в транспортной отрасли. «Каждой компании нужно очень много, — рассказывает эксперт ИК Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. — Для примера, индекс Baltic Dry, отслеживающий изменение тарифов на морские грузоперевозки, упал на 94%. Чтобы перекрыть такое падение спроса, необходимы очень крупные суммы». А для авиакомпаний, по словам Юминова, ситуация еще более серьезна — им кроме государства рассчитывать больше не на кого. «Фактически у каждой множество долгов по обслуживанию, заправке, лизинговые выплаты, — говорит аналитик. — Это весьма крупные суммы, в связи с чем

государство будет вынуждено урезать аппетиты компаний. Условия кредитования, судя по всему, будут близкими к рыночным. То есть — не слишком выгодными».

Немного лучше дела у телекоммуникационных компаний — эксперты выражают надежду, что наиболее крупные представители отрасли справятся своими силами. «Публичные компании отрасли — МТС и «Вымпелком» — должны выплатить в 2009 году $2,7 млрд по кредитам, — рассказывает аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. — Впрочем, ситуация в отрасли позволяет надеяться на то, что для выплат по долгам компаниям хватит собственных денег. Однако это не значит, что компаниям отрасли не понадобится кредитование от государства».

Традиционно в наиболее выигрышном положении находятся предприятия нефтегазового сектора. Несмотря на нынешнее падение цены барреля, за период рекордных цен ($147,3 за баррель в июле) компании успели получить сверхприбыли. «В основном господдержка может понадобиться компаниям ТЭКа для оплаты кредитов в следующем году, — говорит аналитик ИК «Капиталъ» Виталий Крюков. — С текущими расходами предприятия могут справиться сами за счет своих операционных финансовых потоков. Впрочем, это лишь при условии, что цена барреля нефти будет держаться на уровне $50–70. Если же она упадет или если правительство будет требовать наращивания добычи, ему придется финансировать компании».

Только на рефинансирование ранее взятых кредитов нефтегазовым компаниям, претендующим на попадание в список, в следующем году понадобится в общей сложности около $25 млрд.

«Тем не менее не стоит забывать, что государство не отказывает нефтегазовому сектору — все-таки более половины поступлений в бюджет обеспечивается именно его компаниями», — говорит Крюков.

По оценкам эксперта, экономике необходима помощ $100–120 млрд. «Государством была заявлена сумма в 3 трлн рублей»,

— напоминает начальник аналитического отдела группы «Церих» Николай Подлевских, но, полагает он, с учетом падающих цен на нефть цифра будет скорректирована: «Может быть выделено порядка 1 трлн рублей (около $37 млрд), но не исключено, что и эта сумма будет изменена в сторону уменьшения».

Новости и материалы
Названы имена членов экипажа российского самолета, загоревшегося в Анталье
Взрывы произошли в подконтрольном Киеву Херсоне и городе Запорожье
Украина показала обломки ракеты «Орешник» иностранным журналистам
В России могут возбудить уголовное дело из-за возгорания самолета в Анталье
Более 20 самолетов сели в других аэропортах после пожара на борту лайнера РФ в Анталье
Обращение Путина назвали сигналом Западу
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников
В Орловской области отменили ракетную опасность
Ракетная опасность объявлена в двух районах Брянской области
Пассажирам сгоревшего SSJ рекомендуют держать связь с туроператорами
В Киеве слышны взрывы
Состояние пассажиров и экипажа загоревшегося в аэропорту Антальи самолета уточняется
В ДНР сообщили о пяти атаках ВСУ за сутки
Предварительной причиной пожара самолета в Анталье является ошибка пилотирования
Российский авиаперевозчик назвал причину грубой посадки в аэропорту Антальи
Названа возможная причина возгорания российского самолета в Анталье
Авиакомпания «Азимут» сообщила о подготовке борта для отправки пассажиров из Антальи
В Киеве объявили воздушную тревогу
Все новости